Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Командировка души

ЧЕМ ЛУГА ЖИВА?..

…Во-первых, это очень красивый храм. Для церкви красота — дело немаловажное. Может быть, это даже главное: церковь в первую очередь должна быть красива. Благообразна. Вы вдумайтесь в это слово: благо-образна, — то есть самим образом своим свидетельствует о некоем высшем благе. Итак, первое, что нужно сказать о церкви Казанской иконы Божией Матери в городе Луге, — это то, что она очень красива.
Во-вторых, Казанский храм — это храм с историей. Тоже немаловажное обстоятельство: долгая история храма свидетельствует о том, что он намолен многими поколениями прихожан, что он возрастал вместе со своей паствой, что он на себе испытал весь огонь и лёд русского ХХ века, закалился в них духом. Ведь у храма тоже есть своя душа, которая складывается из наших молитв, из наших покаянных слёз, из радости сотен пасхальных дней.
Казанский храм в Луге был построен в 1901 году. В тот год Россия отмечала двадцатилетие мученической кончины Александра II, убитого народовольцами. Новый храм посвятили его памяти, чтобы он стал своего рода монументом Царю-Освободителю. Вышло же так, что трагическая судьба императора — первой жертвы русской революции неким образом сплелась с судьбой лужского храма: все бури нового века прошлись по Казанской церкви полной мерой. Революция: в Лугу тянутся сотни ссыльных петербургских дворян — в Ленинграде им жить запрещено, многие перебираются в этот маленький городок и становятся местными прихожанами. Обновленческий раскол: лужский епископ Артемий уклоняется в обновленчество, с ним борется новый здешний владыка, знаменитый епископ Мануил (Лемешевский). Борьба увенчалась успехом: архиерей-еретик раскаялся, принёс публичное покаяние в нескольких храмах и стал простым певчим. Сталинские репрессии: в 1936 году всех до одного духовных лиц в Луге арестовали, вывезли в Ленинград и через год расстреляли (в числе убиенных был и тот самый певчий — бывший епископ-обновленец). Храм закрыт. Война: приходят немцы, а вместе с ними и печально известная Псковская духовная миссия. Закрытый Казанский храм вновь открывается, и с тех пор двери его всегда распахнуты для прихожан. 1944 год — Красная армия освобождает Лугу, священники, подписавшие соглашение с немецкими властями, арестованы и высланы в Сибирь. Сталинская церковная оттепель: в Луге вновь воссоздано викариатство, в Казанском храме служит местный архиерей, епископ Симеон (Бычков); храм восстанавливается, ремонтируется, вновь обретает былое благолепие. Хрущёвские гонения: они совпали с годами настоятельства горячо любимого лужанами батюшки о. Михаила Соловьёва. Отец Михаил в 1965 году принял монашество и стал епископом Тихвинским Мелитоном — это имя с большой любовью поминают многие петербургские батюшки старшего поколения: для них он был заботливым и мудрым духовным отцом. И надо помнить, что опыт церковный и силу душевную владыка набирал именно в Луге, в годы отчаянной борьбы советской власти с Православной Церковью.
Новые времена: настоятелем храма становится о. Николай Денисенко. Он служит здесь с 1984 года по настоящее время — почти 30 лет, — так долго ещё никто здесь не настоятельствовал. О. Николай помнит и отголоски хрущёвских гонений, когда в Пасхальную ночь пьяные бездельники при полном бездействии милиции атаковали церковь (с тех пор в храме хранятся проволочные решётки на окна — чтобы бутылками стёкла не били); помнит он и равнодушие к храму первых демократических властей Луги, и нынешнее потепление… Отец Николай говорит:
— Сейчас настала такая эпоха, когда Церкви всё разрешено, когда президент страны прикладывается к иконам, и поэтому кажется, что жить церковным людям стало легче. Но вот что меня тревожит… В прежние времена были священники духовно крепче: человек поступал в семинарию и знал, что назад ему дороги нет: ни в какой иной институт он уже не поступит. Выбирая духовную стезю, молодой человек понимал, что делает выбор на всю жизнь… И какие бы трудности перед ним ни вставали, он понимал, что выбор сделан раз и навсегда. А жизнь ведь священника нелегка… Нынешняя молодёжь воспитана в благополучии, в комфорте: горячая вода, отопление — всё это для них вещи совершенно обязательные… И когда молодого батюшку направляют на приход, он в первую очередь смотрит, есть ли там эти удобства. И я знаю случаи, что батюшка отказался ехать на приход потому, что в деревне нет горячей воды. И я даже не могу сказать, прав он или не прав, — времена-то другие… Но если ты выбираешь стезю священника, ты должен быть готов ко всему: к служению в глухой глухомани, в разрушенном храме, без крыши над головой… Священник должен уметь приносить в жертву свои привычки — привычку к удобствам, невинные мирские привычки, которые вполне извинительны для мирянина, но для священника могут стать предосудительными… Промысл Божий так действует, что те, кто не смог принести эту жертву, рано или поздно отпадут от служения. Может быть, ему сам народ «укажет на недостатки» и попросит удалиться. Трудностей всегда много, особенно в разрушенных храмах, в восстанавливающихся монастырях: тут нужен физический труд, нужна горячая молитва, — и всё это переплетается, одно без другого невозможно… И я знаю: куда бы ни повернула история России, как бы ни складывались отношения Церкви и государства, а служение приходского батюшки никогда не будет синекурой: оно всегда останется трудом, требующим от человека всех духовных и физических сил.
Говорит молодой лужский священник о. Александр Веденкин:
— Что для меня значит наш Казанский храм? Во-первых, он наполнен каким-то особым, чисто православным, духовным уютом. В нём хорошо служится, как в деревенской церкви. Иконы там намоленные и любимые прихожанами. Одна только Казанская икона чего стоит!.. Вы ведь знаете, что однажды её у нас украли, — её и ещё несколько образов… И нашлась она чудом: сам наш настоятель, отец Николай Денисенко, помог милиции поймать преступника. Казанская икона для России много значит: Царица Небесная Своей иконой призывает русских людей к объединению. Так Бог судил, что на землях России живёт много разных народов. Нужно, чтобы все они объединились вокруг русского народа, как это было в дни Минина и Пожарского, в дни освобождения Москвы от поляков, — и тогда Россия станет непобедимой. Думаю, что в праздник Казанской иконы нам всем нужно молиться именно об этом объединении, о преодолении розни, о водворении мира, — и наша молитва не останется неуслышанной.
Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая