Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Радуйтесь!

ПРЕСЛАВНОЕ РОЖДЕСТВО БОЖИЯ МАТЕРЕ

Каждый год 21 сентября в православные храмы будто вливается небо — в церквах царит голубой цвет, цвет Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. И мы с особым трепетом и нежностью поём: «Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере». Как это удивительно и необычно — Приснодева ещё только родилась, а мы уже говорим о Ней как о Матери. Но ведь Она была не только Преблагословенной Матерью Господа нашего Иисуса Христа, но и земной женщиной. Чему учит нас Богородица как женщина, какой пример подаёт всем дочерям земным Своей жизнью? Благочинный Красносельского благочиния, настоятель храма прмч. Андрея Критского о.Валерий ШВЕЦОВ делится с нами своими мыслями по этому поводу.
Матерь Божия дала нам возможность оценить те качества человеческой души, которые, если мы их сохраним, спасут мир. Ведь история была в основном трагичной и горькой для человечества: сменялись цивилизации, культуры возникали, исчерпывали себя и умирали, рождались и расцветали новые. Но всегда сохранялась людская человечность, которую несла в себе женщина с её любовью, самопожертвованием, состраданием, тихостью, послушанием. Вот сейчас говорят, что наш мир стал слишком жёстким, грубым — мужским в худшем смысле этого слова. Но поскольку мир ещё стоит и праздник жизни продолжается — значит, женщина ещё сохраняет свои жизнеутверждающие свойства, несмотря ни на что, живы её любовь, самоотдача, забота, нежность… Ведь самое главное, чтобы мы не потеряли образ человеческий до конца, потому что Бог может соединиться только с человеком. Господь не может соединиться с душой, которая растеряла всё, что делает её человечной. Поэтому если говорить о нашем времени — от нас не требуется совершать какие-то подвиги, не требуется что-то особенное, что было, кстати, нормой жизни для многих поколений до нас. От нас требуется лишь быть верными Господу нашему Иисусу Христу, стараться жить по Заповедям Божиим. Но вера должна быть деятельной, чтобы не получилось, как с дикарями, которым соорудили солнечные часы, а они так горячо их чтили, что сделали над ними крышу. Часы, конечно, утратили всякую ценность. Наша вера должна подвигать нас на добрые дела. Наша вера должна быть безоговорочной.
Ныне приспело такое время, когда мы, люди, верные Христу, идём против течения (как первые христиане), а не по течению жизни, ибо грех стал делом обыденным. Вот с некоторыми детьми общаешься и убеждаешься, что у них с детства нет совести и нравственные понятия им недоступны. Они даже не понимают, что от них требуют взрослые, почему недовольны ими, почему стыдят их и ругают. У них сожжена совесть! Я знаю один женский монастырь, куда принимают опустившихся, потерявшихся девочек-подростков, но даже среди них находятся такие, кого матушка игумения не хочет брать, говорит, что у них уже убита душа и их ничто не трогает. А ведь речь идёт, по сути дела, ещё о детях…
А Матерь Божия явила нам идеал, на который надо ориентироваться, ибо душевные свойства и материнские качества Богородицы светят всему человечеству. Если наши женщины будут взращивать их в себе — мир будет стоять, потому что мир жив любовью, самопожертвованием, милосердием. Если в море разврата, пагубных страстей и соблазнов выстоит женщина — мы выживем. Человечество спасут женщины, взращивающие в себе отношение к миру, к Богу, к людям по высокому образцу Богородицы. Во все времена Церковь выживала благодаря женщинам. Не хочу умалять роль мужчины, но ясно ведь, что роль женщины и в малой церкви — семье, и в Церкви как Теле Христовом непреходяща, неоценима.
Кроме того, Матерь Божия указывает на то, чтобы мы воспринимали религию не как нечто внешнее, ритуальное, но жили бы по законам Божиим, не были фарисеями. И правда, каково понимание религиозной жизни у большинства? Мол, я делаю, что положено, значит, я хороший, правильный, праведный человек. А сосед не ходит в храм, не причащается, не исповедуется — он плохой, он грешник. Это фарисейское понимание. Богородица же говорит, что наш путь ко Христу — это не внешнее делание, а внутренняя самоотдача, когда человек переступает через своё я, через свою ветхость, умирает для этой ветхости и рождается для новой жизни — во Христе. Нельзя, не умерев, родиться для новой жизни. А нам как раз не хватает этой решимости — умереть для ветхой жизни, потому что это больно: ведь надо отречься от жизни, которую ты вёл до крещения и, что греха таить, которой продолжаешь жить и после крещения, с грехами. Потому так мало меняется в нашей жизни. Благодать нам хоть и даётся вполне, но мы её не возгреваем, она не действует, ибо скована нашим неверием и косностью. А Богородица даёт правильное понимание пути от земли на Небо.
— Более двух тысяч лет прошло, как родилась Богородица, а мы любим, почитаем и стараемся брать с Неё пример праведной жизни, любви ко Господу, будто знали лично, видели, разговаривали.
— А мы и видим Её, молясь пред Её иконами, и разговариваем, прося Пречистую о помощи и заступничестве. Матерь Божия, усыновившая всё человечество через апостола Иоанна, всегда с нами, всегда спешит на помощь. Вспоминается рассказ прп.Палладия Александрийского (VI—VII). Один благочестивый человек отправился в Царьград по торговым делам. Дома оставались супруга и шестилетняя дочь. Жена спросила: «Кому на руки оставляешь меня и дочь?» — «Госпоже нашей Богородице». Вскоре один слуга решил убить хозяйку и её дочь, чтобы похитить ценности. Он вооружился ножом, но вдруг ослеп и не мог двинуться ни назад, ни вперёд. Однако злодей не оставил свой чёрный замысел и стал звать хозяйку. Но что-то удержало женщину, тогда слуга, испугавшись, что будет уличён, поразил ножом себя. Умирая, он успел рассказать, что произошло. Так действенно проявилось заступничество Приснодевы. Подобные и иные чудеса происходят повсеместно, просто мы их не замечаем или быстро забываем. Но Богородица всегда рядом.
— А известно, каково было первое ходатайство Богородицы пред Её Сыном за скорбящих и бедствующих?
— В Евангелии чётко сказано об этом — случай в Канне на брачном торжестве, когда у пирующих кончилось вино. Богородица попросила Сына Своего помочь людям. Иисус ответил: «Жено, что есть Мне и Тебе? Не пришел еще час Мой» (Ин.2,4). Но Пречистая была так уверена в милосердии Сына, что не посчитала Его слова отказом на Своё ходатайство. С этою несокрушимою верою Она сказала прислуживающим: «Что скажет Он вам, то делайте» (Ин.2,5). И Христос приказал наполнить водой шесть каменных водоносов и превратил воду в вино…
А вспомните названия Богородичных икон — «Скоропослушница», «Всех Скорбящих Радость», «Целительница», «Избавление от Бед Страждущих», «Споручница Грешных», «Живоносный Источник», «Троеручица»… Молитесь слёзно, с верою и благоговейно, пред любым образом нашей Небесной Заступницы: «просите, и дано будет вам» (Мф.7,7). Богородица — и причина бывших прежде Неё благословений и даров человеческому роду, и Подательница настоящих, и Ходатаица вечных. Ибо, как писал св.прав.Иоанн Кронштадтский, «сосуд, бывший долгое время с благовонным миром, и по истощении мира благоухает. Какое же неизреченное благоухание человеколюбия, милости и любви находится в Преблагословенной Марии, девять месяцев носившей в девственной утробе Своей Христа — неистощимое Миро, Которого держала в руках Своих, подобно Серафимам пламенея любовью к Нему, яко Сыну Божию, Который есть самосущая Любовь и Милосердие! Как приблизившийся к сосудам с миром вбирает в себя благоухание и как стоящий у пламени не может не принять теплоты, так, и много более, всякий нуждающийся, приближаясь со смирением и верою к небесному миру милосердия, всегда благоухающему, и к огню любви, всегда горящему в Богоматери, постоянно может получать от Неё помощь, благодеяния и благодать, и тем большие, чем более и чаще и с большею верою и дерзновением будет приближаться к Ней».
Адрес: 198218, СПб, пос.Сергиево (быв.Володарский), пр.Ленина, 22. Тел.: 738-98-14, 738-98-68.
Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая