Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Не всё благо

На вопросы читателей отвечают: известный доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич ОСИПОВ и известный публицист Игорь Друзь.

Что можно освящать?
А.Осипов: — У христиан всё должно быть освящено — и дома, и земли, и скотина, и их дела. Мы должны быть и сами освящаемыми и на всё спрашивать благословения Божиего: «Господи, благослови, да будет Твоя воля, и просим Тебя, чтобы во благо были эта подводная лодка и атомная электростанция». Если бы все эти электростанции, подводные лодки не были явлениями, необходимыми в нашей жизни, то тогда мы должны были бы действительно воспротивиться этому. Но они — необходимость нашей жизни. Вот когда нас будут приглашать освящать публичные дома, всякие притоны, места развлечений и диких концертов, на которых играют тяжёлый рок, где настоящий разгул сатанизма, — вот тогда вы будете правы в своём осуждении, тогда это будет дискредитация Церкви. Когда я молюсь за успех моей футбольной команды, чтобы она победила другую команду, за которую молится какой-нибудь батюшка, — это неверно. Или когда я, например, молюсь, чтобы мой боксёр уложил в нокаут другого, — что это? Молиться надо не о таких вещах. Святой Иоанн Златоуст осуждает все эти ристалища, спортивные состязания, ибо здесь рождаются ревность, тщеславие, гордыня, рождается злоба. А такие вещи, как атомная электростанция, подлодки, орудия и самолёты, — пожалуйста. Конечно, надо молиться, чтобы эта пушка никогда не стреляла, но если понадобится, пусть она становится на защиту Отечества.

«Всё мне позволительно, но не всё полезно», —
пишет апостол Павел. Эти слова могут стать ответом на вопрос, полезно ли читать труды священника-модерниста о.Александра Шмемана»?
А.Осипов: А критерий полезности каков? Если говорить с христианской точки зрения о полезности, то это всё то, что помогает мне изменить мою жизнь, нехорошую и греховную. Вот и смотрите, даёт ли эта литература путь к изменению жизни. Шмеман очень умный человек, человек очень высокого рацио. И его рассуждения в рациональном плане действительно человека подчас привлекают. Он умница, но, к сожалению, очень далёк от понимания духовной жизни. В своих дневниках он прямо пишет: «Я не могу принять этих Брянчаниновых, Феофана Затворника. Моя душа не соприкасается с ними, не находит общения». Вот и смотрите, чтение Шмемана даёт вам импульс к изменению своей жизни или нет. По этому критерию и нужно оценивать литературу.
Игорь Друзь: — Невнятные и двусмысленные книги протопресвитера Шмемана несовместимы с духом и буквой Евангелия и святоотеческими творениями, где всегда чётко и ясно даётся определение греху, проводится разграничение света и тьмы, греха и праведности, говорится об аде и воздаянии. В его книгах эти понятия отрицаются молчанием. О.Александр попытался отменить само понятие истины, изрекая взаимоисключающие алогичные тезисы, хулил пост и молитву, святых и исповедников веры Христовой. При этом каждый его хульный выпад «разбавлялся» сентиментальным многоглаголанием о Христе и непонятном «первохристианстве». Опасность книг Шмемана, особенно «Дневников», не только в том, что он клевещет на Церковь, нашу Родину, хочет разрушительных реформ в Церкви. Он пытается отменить истину, искусно смешивая правду и ложь. Его книги — борьба против твёрдых критериев добра и зла. Но сказано: «Да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5,37).

предыдущая    следующая