Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Круглая дата

ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ, НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ, ЗА ВСЁ БЛАГОДАРИТЕ

80 лет — венец монашеской жизни, её вершина. За 80 лет рачительный монах сумет мудро распорядиться своим жизненных хозяйством, всё устроить, всему определить своё место — и вот настаёт время вкушать плоды. Уже и телесные немощи воспринимаются как залог скорого утешения, а житейские пустяки не отвлекают и не раздражают — взгляд скользит выше, выше… Особая умиротворённость, особое спокойствие и невозмутимость, свойственные этой ступени монашеской жизни, — вы без сомнения почувствуете их, прочитав это интервью со славной Игуменией Пюхтицкого Успенского монастыря, с нашей дорогой матушкой Варварой, которая 17 августа отмечает своё 80-летие.
— Матушка! Вас знает и любит весь православный Санкт-Петербург. Пользуясь случаем, мы с радостью поздравляем Вас с Вашим замечательным юбилеем. Дорогая матушка Игумения! Желаем Вам Божией помощи во всех делах Ваших, желаем долгоденствия. Желаем процветания и духовного преуспеяния благодатной Пюхтицкой обители, основанной святым праведным Иоанном Кронштадтским. Мы давно не писали о вашем замечательном монастыре… Расскажите вкратце, что изменилось у вас за прошедшие пять лет?
— От всей души благодарю вас и всех православных петербуржцев за память и все благопожелания. Этот год для нашей обители юбилейный – будем отмечать в августе 100-летие монастырского Успенского собора. Жизнь в иноческих обителях протекает по давно установившимся канонам и правилам, сегодня монастыри, как и сотни лет назад, служат Богу и людям, здесь гармонично сочетаются труд и молитва. Поэтому суть монастырской жизни остается неизменной, на протяжении веков меняются лишь внешние условия. Пять лет назад, например, купола и крыши нашего Успенского собора были зелеными, а сейчас, покрытые медью, они изменили свой цвет… Площадка перед собором, многочисленные аллеи и дорожки оделись в камень, обновляются постепенно и келейные корпуса, но жизнь монастырская протекает по своим, не изменяющимся правилам и законам.
— Расскажите, как принял Пюхтицкий монастырь уход ко Господу Патриарха Алексия…
— Думаю, не ошибусь, если скажу, что для всех насельниц Пюхтицкой обители известие о кончине Святейшего Патриарха Алексия стало большой потерей и воспринималось всеми именно как личная утрата близкого, дорогого человека. Старые сестры хорошо помнят, как в трудные для Церкви годы молодой епископ Алексий сумел спасти Пюхтицкую обитель от закрытия, а затем отечески окормлял и почти полвека был ее заботливым отцом и попечителем… По состоянию здоровья мне, к сожалению, не удалось быть на похоронах Святейшего, но душой и сердцем мы пребывали там, вместе со всеми провожавшими его в последний путь.
— Расскажите о новом поколении ваших монастырских насельниц. Чем они отличаются от старших поколений? В состоянии ли эти люди заменить стариков? Чего им ещё не хватает для того, чтобы называться настоящими монахинями?
— На мой взгляд, приходящие сегодня в монастырь молодые послушницы не хуже прежних – их приводит глубокая вера и желание жить в святой обители, посвятить свою жизнь Богу. Многие из них получили в миру хорошее светское образование. А здесь они проходят школу монашеской жизни, когда старые, духовно опытные монахини передают им свой опыт, накопленный и полученный ими от предыдущих поколений монашествующих, учат их примером своей жизни. Хороший коллектив, а в данном случае монашеская община, быстро воспитывает и преображает человека. Как говорят, с преподобным преподобен будеши…
— Современным монахам приходится много работать, порою труды эти так велики, что идут в ущерб молитве… Посоветуйте, как тут быть?
— По-моему, здесь проблема и ее решение в другом: стяжать, по словам преподобного Серафима Саровского, мирный дух и воспринимать выполняемую работу как радостное служение Богу, трудиться для обители, для ближних, а не «отбывать трудовую повинность». Вот от такого устроения души и самоотверженного труда человек получает благодать, радость и помощь Божию, он всегда бодр и весел, что Господь сподобил его потрудиться на благо обители и ближних. А молитву монаху заповедано творить непрестанно. И это не обязательно означает в углу на коленях стоять, а чувствовать себя всегда и везде в присутствии Божием — как говорит псалмопевец, «предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть» (Пс. 15.8).
Говоря о непрестанной молитве, заповеданной Апостолом всем христианам, хочется вспомнить великого старца последних лет преподобного Серафима Вырицкого, который, будучи известным предпринимателем, владельцем торговых фирм и благочестивым мирянином, сумел «стяжать мирный дух» и непрестанную молитву в таких, казалось бы, неблагоприятных условиях. В наши дни мы сталкиваемся с большими препятствиями на пути к достижению этой цели — непрестанной молитвы, нас поджидает множество «отвлечений». Поэтому современным монахам приходится не упускать возможности и в пути, и во время краткого перерыва углубляться в слова молитвы. От этого человек становится только более собранным, четким, бдительным, как научает и Апостол: «бдите и молитесь, да не внидите в напасть». И особенно надо стараться утром посвятить некоторое время молитве Иисусовой, чтобы пребывала она с нами в течение всего дня, не забывая и кратких молитв до и после еды и «на сон грядущим». Это простые и незатруднительные вещи, однако соблюдение их, как своеобразный круг дневного правила, имеет важное значение в нашей духовной жизни. По словам преподобного Исаака Сириянина: «Господь не будет судить нас за то, что мы не совершали псалмопение, молитвы, а за то, что оставив их, мы открыли вход демонам».
Но и здесь нужно иметь рассуждение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждает, что нельзя быть рабом молитвенного правила, потому что не человек для правила, а правило для человека, для помощи человеку. Главное — это стяжать мирный дух и опасаться осуждения; каждый за себя даст ответ.
Главное здесь, на мой взгляд, состоит в том, как мы относимся к нашим трудам. И Господь ведь знает: если у нас нет возможности выполнить келейное правило и мы скорбим об этом — это тоже наш «внутренний крест», который мы терпеливо несём, и отсечение своей воли. В монастыре говорят так: все послушания равны — один в храме читает, поет, другой на кухне суп варит, третий в портновской одежду шьёт, а молитва, совершаемая в это время в храме, за всех идет, независимо от того, кто на каком месте трудится. Наша блаженная пюхтицкая старица монахиня Екатерина так и говорила приходившим к ней: «Ну и что, что ты не молишься в храме, а на кухне суп варишь? Молитва в храме за всех идет!»
— Не ухудшилось ли за последние годы отношение эстонцев (как властей, так и рядовых граждан) к Православию вообще и к Вашему монастырю в частности?
— У нас всегда самые добрые отношения и с простыми людьми, и со стоящими у власти. Думаю, так и должно быть: искреннее, христианское отношение ко всем людям и к каждому человеку в отдельности как к подобию Божьему… Ведь люди всегда чувствуют, как к ним относятся — сердце сердцу говорит. У современных людей, в том числе и эстонцев, большой интерес к Церкви, вере. Ежедневно много бывает экскурсионных эстонских групп, просят провести экскурсию, и мы проводим для них на эстонском языке. Большой интерес всегда проявляют и работники эстонского телевидения, радио и прессы, православные богослужения транслируются по телевидению.
— В последнее время появилось много так называемых «бродячих монахов» — тех, кто не может ужиться ни в одном монастыре и «странствуют» от обители к обители… Вы таких принимаете у себя? Как с ними быть: извергать из монашества или пытаться найти к ним подход, укоренить в одном из монастырей?
— На этот вопрос мне затруднительно ответить, так как у нас просто нет такого опыта, чтобы к нам переходили монахини из других монастырей. Возможно, это связано с отдаленностью, с визовым режимом и с характером работ — ведь у нас, как известно, тяжелые сельскохозяйственные работы и послушания на скотном дворе.
— Каковы сейчас ваши отношения с иерусалимскими сёстрами?
— Иерусалимские сестры остаются для нас всегда нашими пюхтицкими сестрами, несущими ответственное и почетное послушание на Святой Земле Иерусалима. Матушка игумения Георгия ежегодно бывает у нас, и все желающие сестры могут также приехать и побывать в родной обители — это зависит в первую очередь от их желания и занятости.
— Можно ли в нескольких словах обобщить весь тот духовный опыт, который Вы приобрели, настоятельствуя в этой славной обители?
— Это очень нелегкое задание. Если совсем кратко выразиться, то могу сказать словами апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 16-18).
— Не видятся ли вам — с высоты Вашего возраста, с высоты духовного и житейского опыта — будущие дни? Как Вам кажется, что ждёт русское православное сообщество в XXI веке?
— О будущих временах не будем пророчествовать. Апостол Иаков пишет так: «…послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год и будем торговать и получим прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра…» Что Господь даст, то и будет! А Господь все делает, как Ему угодно. Поэтому уповаем на Всеблагой Промысл Божий, пекущийся о всех нас.
Вопросы задавал Сергей ОЛЬХОВЕТСКИЙ

предыдущая    следующая