Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Престол

ПРЕОБРАЖЕНИЕ — РАБОТА ТОНКАЯ

Одиннадцать лет назад в маленьком посёлке возле Луги — Толмачёве сгорел местный Спасо-Преображенский храм. Сгорел быстро, как свечка, — и всё-таки местным жителям помог Господь спасти кое-что из горящей церкви: успели вынести несколько икон, кое-какую утварь… Особенно отличились в этой «спасательной операции» ребята из местного детдома.
Где они теперь, эти дети? Как обошлось с ними наше нелёгкое и нечистое время? Душою веришь, что Бог не оставил ребят: они спасали Его храм — неужели Он их не спасёт? Душою веришь, а умом понимаешь, что, хоть Бог-то их не оставит, а всё-таки потерпеть ребятам придётся…
Одно несомненно: за их старания, за их молитвы (пусть и наивные, не очень правильные) Господь устроил так, что Преображенский храм в Толмачёве возродился быстро. Быстро и, если можно так сказать, с блеском: новый деревянный храм, стоящий на месте старого, поражает красотой и ко всему привыкших петербуржцев. И теперь в нём молятся новые воспитанники всё того же толмачёвского детского дома.
— Ребята удивительные, — рассказывает помощник председателя приходского совета Преображенского храма Михаил Владимирович. — С таким интересом слушают мои рассказы по истории Ветхого и Нового Заветов — я просто мечтать не мог ни о чём подобном. И вот что интересно: они ничего за мной не записывают, никаких учебников у них нет, а спроси любого, о чём мы говорили на наших занятиях месяц назад, тут же подробно всё расскажут. Вы скажете – память хорошая. Это, конечно, верно, но, думаю, кроме памяти важно и то, что сердца у этих детей чистые, ничем мирским ещё не замусоренные — Божье слово ложится в их души, как солнце освещает чистые, прибранные комнаты. Очень хорошие ребята, очень открытые, вежливые не по воспитанию, а по душе — и всё-таки… Мы-то с вами знаем: пусть будут двадцать замечательных детей и только один плохой — эти двадцать хороших будут подчиняться одному плохому. Такое постоянно видишь в детских домах, и не только там… Почему? Может быть, хорошие боятся плохого? Вероятно. А может быть, всё объясняется особенностями детской психологии: чтобы сделать что-то плохое, нужна смелость, нужно не бояться наказания — а кто же из детей согласится признать себя трусом?.. Как тут быть? Я не психолог, и из педагогического образования у меня только Иоанно-Богословские курсы при Александро-Невской Лавре, но я думаю так: надо показать детям, что настоящее добро требует смелости не меньшей, а подчас и большей. Как это сделать? На примерах наших подвижников, конечно. А кто из святых станет детям дороже всего? Ну, разумеется, тот, чьё имя они носят. И я взял за правило: каждое занятие начинать с рассказа о святых покровителях моих учеников. Какой эффект вышел!.. Едва я в класс захожу, тут же со всех сторон кричат: «А когда о моём святом будете рассказывать?!»
Словом, недостатком внимания у детей я не обижен. Трудность в другом: очень уж разные возрастные группы собраны в одном классе. Судите сами: за соседними партами сидят шести-семилетние малыши и подростки четырнадцати лет!.. Как тут быть? Как выводить средний уровень подачи материала — одинаково понятный и интересный для таких разных детей? Но ничего, кое-как приспособился. В конце концов, что старшие, что младшие детдомовцы одинаково несведущи в Законе Божием — и для тех, и для других всё, что я говорю, — открытие.
Так мы и работаем: я в детском доме, а наш настоятель отец Николай Давлетов – в обычной школе. Я, конечно, у него на уроках не бываю, не знаю, как именно он ведёт занятия, но результат мне виден и без того: если школьники заходят в храм, то ведут себя очень по-христиански, благоговейно, со знанием всех главных правил поведения в церкви.
Вообще вся надежда — на молодых. Храм наш, конечно, не пустует, на всякую службу он полон, человек сто вы всегда насчитаете. Но что такое сто человек для двадцатитысячного Толмачёва? Один-единственный процент — и тот не наберётся!.. И кто они, наши прихожане? Бабушки по большей части. Во всяком случае, так было до недавнего времени. А с некоторых пор я начал замечать, что зачастила к нам молодёжь: кто-то только свечки ставит, а кто-то и всю службу отстоит. Детей приводят на всю литургию… Видимо, с этих деток да с их родителей и начнётся подлинное преображение посёлка…
Кстати, Толмачёво некогда считалось среди населённых пунктов 101-го километра… Можете себе представить, что за народ здесь жил? Казалось бы, как такие люди и их потомки могут относиться к храму? Так вот, я вам скажу: церковь нашу толмачёвцы любят. Любят её, любуются ею, берегут… В храме у нас до сих не завершены строительные работы, дел ещё много — надо обшить стены вагонкой, отремонтировать кровлю… И возле храма постоянно громоздят всевозможные строительные материалы. Так вот — хоть бы гвоздь один кто стащил! У людей и в мыслях такого нет. Наоборот: многие спешат помочь. Особенно это относится к местным предпринимателям, директорам производств… Недавно звонят нам: «Вам не нужна асфальтовая крошка? Сейчас мы вам машину выгрузим безплатно!..»
И если уж говорить о помощи — а заодно и о молодёжи, то вот вам недавний случай… С треском и грохотом, в клубах сизого дыма подъезжает как-то к храму стая байкеров. Мы, конечно, насторожились: кто знает, чего от них ждать… А они подходят и говорят: «Разрешите, мы вам поможем забор ставить?» Ну, такое дело как не разрешить!.. Они трудились — долго и на совесть, — а потом снова обращаются к отцу Николаю: «Батюшка, вы не обвенчаете двоих наших? Они недавно поженились, оба крещёные…» И эту просьбу мы исполнили с охотой. Вот и выходит: не суди человека по наружности — кто знает, может быть, душа у него уже начала долгий и нелёгкий путь преображения... А вослед за душой и внешний вид обязательно преобразится со временем — в этом даже не сомневайтесь!..
Алексей МАКСИМОВ

предыдущая    следующая