Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пасхальный праздник

И РАТНИКИ, И МАСТЕРА

…Прошу нашего сотрудника Владимира Дёмина примерить игрушечные богатырские доспехи. Надевает Владимир шлем, берёт щит, меч — и чудесно преображается: вместо спокойного, интеллигентного молодого человека передо мною настоящий воин — грозный, суровый, решительный. А ведь снаряжение было игрушечным, детским… Но, как утверждали его изготовители, сделано оно было в точном соответствии со свидетельствами историков, а главное — с любовью к русской старине, к русскому воинству и с большим желанием привить такую же любовь русским мальчишкам, чтобы тянулись к своему, родному, а не к американской дешёвке.
Многие заметили, что воинский дух — дух мужественный, героический — вообще был присущ VII Всероссийской выставке-ярмарке «Пасхальный праздник», проходившей в выставочном зале «Михайловский манеж» с 23 по 27 апреля. Чем это объяснить? Устроители выставки отвечали на этот вопрос определённо: близостью святого для России праздника — юбилея Великой Победы. И все посетители сходились на том, что главным экспонатом «Пасхального праздника» стала небольшая скромная витрина, стоящая на почётном месте, возле сцены. На этой витрине под стеклом лежали реликвии, вдвойне священные для каждого русского, — священные сами по себе, ибо это нательные кресты, образки, старинный томик Писания, — и освящённые впридачу кровью героев Великой Отечественной, ибо реликвии эти нашли петербургские поисковики на полях давних сражений, среди останков русских солдат.
В прежние месяцы не раз приходилось слышать от петербургских православных людей: праздничные-де выставки — и пасхальные, и рождественские — неотвратимо превращаются в ярмарки, в торжища, уходит дух праздника, воцаряется дух наживы… Конечно, и в этот раз торговли было не меньше, чем прежде, — но неким братским единением, единой мыслью, единой, высокой радостью был полон Михайловский манеж, и это отмечали многие.
Вот стенд, где продаются литургические копия — те самые, что предназначены для самого мирного дела на свете — для Литургии. Их делают Нижегородские мастера-оружейники Лотырёвы — отец и два его сына. Смотришь на эти копия — и вдруг видишь в них духовное оружие — грозное и действенное. И недаром сделаны они, как прославленные клинки древних воинов, из дамасской стали. Да, для боя и для Литургии нужна лучшая сталь: копие должно разрезать просфору быстро и легко, как масло, чтобы священник не отвлекался от молитвы, не досадовал на затупившееся острие…
Другое духовное оружие — книги, — как всегда, было одним из самых ходовых товаров на выставке-ярмарке. Можно утверждать, что большинство посетителей приходят сюда именно за книгами; и дело не только в том, что здесь выбор больше. Выбирать книгу — занятие особое, творческое, а на выставке возможностей для такого творчества больше, чем в простой лавке: есть у кого спросить совета, есть с кем поделиться собственными знаниями. Разговоры о книгах плавно и естественно переходят в беседу о духовном, люди стараются вспомнить всю ту мудрость, что почерпнули они за годы церковной жизни, напрягают ум, изощряют душу… Можно уверенно сказать, что беседы у книжного прилавка становятся настоящим экзаменом для веры, а для ума — трудом и праздником, равного которому не будет до следующей выставки.
Да, книги — это то немногое, что ещё по карману рядовым посетителям Михайловского манежа. Стенды ювелиров, которых также немало на выставке, такого наплыва покупателей не знают. Сюда боятся подходить, — а ведь подойти стоит!.. Хотя бы для того, чтобы просто полюбоваться на чудесные украшения. Вот прекрасная финифть мастеров из Ростова Великого — тонкая, изощрённая, не аляповатая, не безвкусная… Как хорошо не спеша вглядываться в мельчайшие, почти микросокопические детали этих филигранных миниатюр — отходишь от стенда с таким ощущением в душе, словно в хорошем музее побывал.
Конечно, больше всего толчеи, шума, гама в тех рядах, где продают мёд, печатные пряники, одежду, — что поделать: каков товар, таков и покупатель. И всё-таки радостно отметить, что русская традиционная одежда, все эти предметы старинного быта, еда, которая от начала времён питала русских людей, — всё это по-прежнему любимо, желанно и привлекательно для современных петербуржцев. Как радует глаз маленький стенд, уставленный самоварами самых различных, порой весьма прихотливых форм, сверкающих так, что не на шутку больно на них смотреть. Оказывается, есть в Петербурге антиквары, которые по всей России собирают именно русскую старину, любовно реставрируют её и возвращают людям. Кроме самоваров этот стенд удивляет расписными берестяными коробами: это, конечно, не антиквариат, это современные изделия, но сделанные в точности старинными приёмами и расписанные с большими любовью и вкусом.
Устроители «Пасхального праздника» отмечают, что не последней по важности целью для них была задача сделать выставку уютной именно для старшего поколения. Наши бабушки, которые никому сегодня не нужны, которых государство спешит спровадить со света, которые и в храмах-то потеряли своё былое влияние, должны хотя бы на выставке почувствовать себя как дома. Пусть они спокойно побеседуют в кругу своих сверстниц, пусть полюбуются на красивые вещи, посоветуются о наболевшем с многочисленными батюшками, пусть найдут новых подруг — ведь многим из них так одиноко…
Выставка должна объединять людей. Хочется, чтобы каждый нашёл здесь не только хорошие товары, но и хороших товарищей. Посетители и сами чувствуют, что выставка даёт им несравненную возможность найти единомышленников, и люди ищут, люди находят. Люди учатся сами у себя, люди стараются сообща прокладывать себе дорогу в тяжком бездорожье современного мира. Может быть, это главное, что дают всем нам ежегодные православные выставки-ярмарки.
Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая