Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

7 апреля

ОТПУСТИТЕ ПТИЦ НА ВОЛЮ…

— …А как у вас в храме встречают Благовещение?
— Как? Торжественной службой, крестным ходом — всё по уставу…
— То есть так же, как и в любом другом Благовещенском храме?
Отец Андрей Клоков, настоятель Пискарёвской церкви Благовещения, улыбается:
— Есть у нас своя традиция. На Благовещение мы выпускаем птичек на волю. Заранее запасаемся голубями, воробьями, синицами, держим их в клетках, а в праздник приходит к ним свобода. Летят радостно, как души людские в Божий рай. Дети — их у нас на приходе много! — очень радуются за птиц, да и не только дети, разумеется.
— Как вы думаете, почему на Руси бытовал такой обычай? Какая связь между Благовещением и птицами? Или это идёт от язычества?
— Насчёт язычества — не знаю, а что касается Православия, то тут всё сходится. Ангел прилетел к Деве Марии, чтобы сообщить ей о скором явлении Спасителя, Который придёт и освободит людей от тяжкого рабства смерти. Скоро, мол, полетят души праведные из преисподней к небесам — как птицы на свободу… Благая весть — это весть о скором освобождении. Христианство, таким образом, началось с обещания свободы, и вся его глубинная суть — это свобода во Христе. Кто из нас лучший христианин? Тот, кто идёт к Богу свободно, не по принуждению, — из любви. Из любви молится, из любви постится, из любви празднует. Бог есть Любовь, а Любовь есть Свобода. Её нам, православным, так не хватает порой… Не хочу никого обижать, но давайте взглянем друг на друга: много ли любви в наших лицах? Как мы часто бываем мрачными, непреклонными, немилостивыми — и добро бы к себе самим!.. Нет, — к ближним! Всех мы стараемся одёрнуть, перевоспитать, переделать, насильно вытолкнуть на путь праведности… Но в этом нет любви к ближнему, — есть лишь безконечная самоуверенность, непоколебимая убеждённость в том, что уж мы-то идём в нужную сторону — пусть все под нас подстраиваются!..
— Что поделать? Хочется же ближнего увести от заблуждений, наставить к истине…
— Хочется… И знаете, чего нашему православному обществу не хватает? Православного полицейского! Вот он бы всех выгнал в храм на молитву, всех бы построил, всех заставил бы бить поклоны на счёт «раз-два!» С ним все проблемы наши быстро решились бы — да вот только последние остатки любви улетучились бы из наших душ… Нет свободы — нет любви. Есть такая духовная болезнь — болезнь неофитства; от неё многие пострадали — и семьи, и отдельные люди… Как она протекает? Кто-то уверовал — но не успел ещё ни души своей перестроить, ни сил своих оценить, ни ближних понять… Его лишь коснулось веяние благодати — а он решил, что всё уже совершилось. И вот этот человек идёт к своим ближним и начинает всех срочно перестраивать… Что же дальше, к чему такая «проповедь» приведёт? В лучшем случае от «проповедника» отмахнутся, а в худшем… Допустим, он владеет даром убеждения, допустим, с ним согласятся, признают свою прежнюю жизнь — всю, до последнего дня, — ошибочной. Некоторое время люди будут пребывать в таком убеждении, а потом им станет жаль своего прошлого — сперва об одном пожалеют, потом о другом, и наконец о том, о чём и жалеть вовсе не надо… А это будет уже отступлением, сознательным возвращением ко греху, это будет страшнее простого греха по неведению. Разумеется, хочется, чтобы близкий тебе человек вместе с тобой шёл к вере, разумеется, нужно как-то его подвигать к этому… Но только следует делать это без резких движений, чтобы всё совершалось постепенно, в духе свободы и любви.
— Вообще-то в массе своей люди понимают свободу как отсутствие ограничений, запретов, закона. Делай что хочешь, расслабься, погреши немного — вот и вкусишь свободы!..
— А любовь? Где же тут любовь? Разве что к себе самому… Православие понимает свободу как независимость от греха. Отринь рабство греху — и будешь свободным. А как можно отринуть это рабство? Только возлюбив Господа, возлюбив Его больше себя самого. Если ты достигнешь такого состояния, то уже не сможешь высокомерно поучать ближнего и учить его станешь не словами… От слов мы давно устали… Слова сейчас обильно льются — и с экранов телевизоров, и из радио, и из Интернета… Хочется отдохнуть от этого бурного потока, хочется увидеть дела. Человек свободный, человек, достигший любви, поучает не словами, а делами, примером своим.
— Приходилось мне слышать от некоторых батюшек — деревенских, правда, — что пора, мол, нам начать перенимать опыт у протестантов: ходить по домам, зазывая людей в храмы… Мало в деревнях воцерковлённого народа.
— Да, в деревне это вполне уместно: познакомиться с каждым человеком, посетить каждый дом, узнать, чем люди живут… Но в городе о таком опыте и говорить странно. Люди сидят по домам, как по крепостям, посторонних не пускают, — и имеют на то основания. Нам, городским, надо в другом проявлять свою активность: молиться, учить детей, отмечать праздники вместе с прихожанами и строить красивые храмы. Не хочу хвастаться, но посмотрите на наш храм. А вскоре, когда, Бог даст, минует кризис, — здесь вырастет целый храмовый комплекс.
— Храмовый комплекс… А что это такое? зачем это нужно — несколько храмов на одном пятачке? Почему бы не сделать в каждом квартале по маленькому храму?
— Да, была такая идея: в каждом квартале, во дворе небольшой храмик. Но ни в России, ни в других странах никогда так церкви не строились. Храм всегда был центром, завершением и кульминацией городской перспективы. Украшением города! Ведь красивая церковь — вообще красивая архитектура — имеет огромное воспитательное значение. Мы об этом забыли: в советское время нас приучили к этим невзрачным коробочкам-хрущобам, которые повсюду одинаковы — что в Петербурге, что на Дальнем Востоке. И поэтому, конечно, сейчас, когда вновь началось строительство храмов, нужно, чтобы эти храмы были поистине красивы. И хотя все они должны строго соответствовать церковным канонам, но при этом — непременно отличаться друг от друга. Когда человек живёт в красивом городе, смотрит на красивые здания, молится в красивом храме, всё это питает и укрепляет его душу. А если понаставить побольше маленьких храмовых кубиков…
— Ваш-то прекрасный Благовещенский храм никак не назовёшь невзрачным кубиком… У меня к вам как к настоятелю Благовещенской церкви такой вопрос: в этом году Благовещение мы будем праздновать на Светлой седмице… Но это значит, что замечательный, любимый православными праздник окажется поглощён более ярким торжеством — Пасхой — и пройдёт практически незамеченным. Вот когда его отмечают во время поста, тогда он сияет, как бриллиант!.. Вам не жалко, что ваш престольный праздник будет нынче не столь торжественным?
— Конечно, в дни поста все с нетерпением ждут Благовещения: можно порадоваться душой, передохнуть телом, поесть рыбки, подкрепить силы вином… Но я думаю, что на Светлой седмице Благовещение засияет ещё ярче: Пасха не затмит его, а наоборот, осветит, и мы увидим какие-то новые грани этого торжества. Радость не исчезнет, радость удвоится. Думаю, всякий, кто в этот день придёт в наш храм, помолится вместе с нами, посмотрит на свободный полёт выпущенных на волю птиц, согласится с такой мыслью.
Вопросы задавал Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ
Адрес Благовещенского храма: 195067, СПб, Пискарёвский пр., д. 41. т. 543-92-27

предыдущая    следующая