Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пойте Господу…

ПРО БОГА ЗАБЫЛИ — ТУТ И НАГРЕШИЛИ

Адам до изгнания из рая, как мы знаем, всё время находился в общении с Богом. Это общение было непрестанным, не было такого времени, чтобы Адам забывал про Бога. Пророк Моисей в Книге Бытия, пытаясь человеческими словами рассказать о том, что невозможно в полноте представить, не раз говорит, что Бог приходил к Адаму, Бог говорил с Адамом, Адам ходил перед Богом. Подобного рода выражения говорят о былом тесном единении человека и его Творца. В грехопадении человек утратил такое общение. Сегодня мы постоянно забываем про Бога. А как забыли — так и согрешили. Как жить, чтобы ни на минуту не забывать о Боге, не забывать благодарить Господа за Его неисчислимые милости к нам, грешным? Об этом размышляет настоятель храма Прп.Серафима Саровского в пос.Песочный о.Игорь ФИЛИН.
Мы грешим ежеминутно. Грешим тем, что забываем про Того, Кто нас создал, Кто даёт нам жизнь. Грешим, ибо не исполняем Его Заповеди, легко поддаёмся влиянию страстей. Как говорит пророк и поют в церквах, «от юности моея мнози борют мя страсти». И дай Бог, чтобы хоть в старости страсти эти бороли нас меньше, ибо жизнь отсчитывает последние часы, а ты гибнешь.
Как же спастись? Как угодить Богу? Помните слова царя-псалмопевца Давида и молитесь от всего сердца, как делал он: «Благословен Ты, Господи! научи меня оправданиям Твоим» (Пс.118:12). А ещё не забывайте благодарить Господа за всё. «Благодарить же должны не только богатые, но и бедные; не только здоровые, но и больные; не одни благоденствующие, но и терпящие напасти, — поучал св.Иоанн Златоуст. — Нет ничего удивительного в благодарении тогда, когда дела наши направляются попутным ветром, но когда бывает сильная буря, корабль находится в опасности, тогда благодарность служит большим доказательством терпения и признательности».
Вспомним Евангелие от Луки. Идут десять прокажённых. Несчастные презираемы и изгоняемы из общества и идут к Христу, узнав, что Он исцеляет людей. Ещё издали начинают просить: «Иисус Наставник, помилуй нас!» (Лк.17:13). Христос отправил их, как положено было по закону, к священнику, дабы они воздали хвалу Богу. Те отправились в Иерусалим. Заметьте, в самый этот момент ничего не происходит — как они были покрыты язвами и струпьями, так и остаются. Но уже в дороге обнаруживают, что здоровы — тела очистились! Один возвращается, падает Христу в ноги и воздаёт хвалу Богу. Не правда ли, понятное поведение? Ведь и мы благодарим врачей за лечение. Но Сам Спаситель, как мы видим, ничего не совершал — не накладывал рук, как в других случаях, не помазывал болящих, как в случае со слепорождённым, когда Он смешал землю со Своей слюной и помазал этим глаза слепцу, чтобы тот прозрел. Просто послал прокажённых воздать благодарение Богу… Христос исцелил их за одну только готовность исполнить послушание — идти и молиться.
Но вернулся и воздал хвалу Господу один. Христос вопрошает: «Не десять ли очистились? где же девять?» (Лк.17:17). Вернулся тот, от кого меньше всего надо было ожидать благодарности, — иноплеменник, не иудей… Меж тем те девять иудеев были воспитаны в единобожии, знали 10 Синайских заповедей, были воспитаны в слове Божием, дошедшим до них с наименьшим искажением. Но их нет, а этот пришёл. В возгласе Христа чувствуется сожаление о неблагодарности людей своему Богу — Тому, Кто дал им жизнь.
Поэтому мы, если видим свои грехи и страсти и осознаём, что с таким ужасным багажом нам в Царство Небесное не войти, должны искать выход. А выход — в благодарении Бога за всё. Прежде всего — за жизнь, которая сама по себе удивительное благодеяние Божие. Ведь мы могли и не появиться на свет. Да, телом рождаемся мы от отца и матери, но кто вдыхает в нас безсмертную душу? Господь. Без Его высшей на то воли не может появиться человек на свет: кто-то не хочет, но рожает, другие мечтают о ребёночке, всем сердцем желают его, а зачать не могут… Но есть немало случаев, когда по милости Божией неплодные, но молящие о детях родители получают желаемое. Вспомним свв.Иоакима и Анну, свв.Елисавету и Захарию, а также многих современников, которые горячо и слёзно молились и получали просимое.
Наша беда в том, что мы воспринимаем Божий дар — жизнь — как нечто естественное. Даже привередничаем: это не нравится, это хотелось бы изменить, а того-то хотелось бы ещё лучше и больше. О благодарности Богу за то, что уже имеем, — ни звука, ни помысла. Мы все в своих мечтаниях — в будущем или в воспоминаниях прошлого, но редко бываем в настоящем моменте, в сейчас, чтобы почувствовать радость бытия. И пока мы будем уходить от настоящего, пока будем нестись по жизни развлекаясь, — мы не в состоянии будем оценить величие благодеяний Божиих.
У молодых иногда складывается впечатление, что старики хотят быть молодыми. Думаю, многие из них немало бы удивились, если бы могли услышать слова одной пожилой и больной женщины: «Батюшка, как жить-то хочется! Ведь жизнь-то какая хорошая!» Она, несмотря на возраст, болезни и тяготы, с ними связанные, чувствует, сколь безценен дар Божий — жизнь — и наслаждается им. Душа её ликует, что живёт. Большинство из нас понимает это, только когда может сравнить жизнь и небытие. Но неужели нам нужно дождаться смерти, чтобы сравнить, что такое умирающая плоть и трепещущая в смертном страхе душа и что такое жизнь в радости, которая уже невозможна? Так человек сравнивает своё состояние здоровья с немощью. Здоров — и кажется, что всё хорошо. Но заболел — и появляются страдания и страх смерти из-за безпутно прожитой жизни. А мы должны благодарить Творца без сравнений и каких-либо условий с нашей стороны. Например, у женщины умерла дочь, а она благодарит Господа и тем становится подобной Аврааму, приносящему Богу в жертву сына. Как писал св.Иоанн Златоуст, «если мы за то благодарим Бога, за что другие злословят, от чего приходят в отчаяние, то смотри, какое здесь любомудрие: во-первых, ты возвеселил Бога; во-вторых, ты посрамил диавола… Если ты благодаришь, то диавол, как не получивший никакого успеха, отступает; а Бог, как приявший честь, в воздаяние награждает тебя большею честью». Нет ничего святее языка, который благодарит Бога: он поистине ничем не отличается от языка мученика и получает такой же венец.
Ищите возможность видеть благодеяния Бога и благодарить Его за всё. Вот, например, человек сидит в темнице — страшное наказание одиночеством — или попал на необитаемый остров — вспомните Робинзона Крузо, который рад был даже попугаю, который хотя бы мог повторять его слова! А мы имеем общение, у нас есть жёны, мужья, родители, дети, бабушки и дедушки, дальние и близкие родственники, да просто люди вокруг — те же прохожие… Если бы нам дано было пережить одиночество, не испытали бы мы радости от того, чтобы просто пройти по улице среди людей, пусть даже незнакомых? — Конечно. Попробуйте побыть в полном одиночестве день, два, три… долго ли удержитесь от того, чтобы не позвонить, не включить радио или телевизор?.. В жизни столько милости Божией, что можно благодарить Отца Небесного с утра до ночи и с ночи до утра. Свет — это дар Божий, ночь — тоже дар Божий, здоровье — дар Божий, и болезнь — тоже дар, ибо так мы познаём себя, друзья и даже враги — дар Божий, потому что недругов надо научиться любить, без чего не может быть спасения. Вся наша жизнь — сплошной дар Божий. Так неужели же надо дождаться, когда будем всего лишены?
Вспомним многострадального Иова. Вот был человек с благодарным сердцем! Даже став нищим, в тяжелейшей болезни и изгнании говорил: благословенно имя Господне вовеки, хоть Он мне дал, хоть забрал. Что ни изволит Господь — всё есть для меня благо.
Об этом же писал и св.Иоанн Златоуст: «Мы не знаем, что нам полезно, в той мере, в какой Бог знает. Следовательно, получили или не получили — мы должны благодарить».
Адрес:197758 СПб, пос.Песочный, Ленинградская ул., 10. Тел. 596-63-98.
Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая