Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Время веры

В ТЮРЕМНОЙ БОЛЬНИЦЕ

В храме, строящемся в одном из корпусов тюремной больницы имени доктора Ф.Гааза (ул.Хохрякова, 1), утвердили Престол. Здесь к сроку, телесному недугу и осознанию своих проступков добавляется мрачноватый колорит больничного комплекса, включая атмосферу, какую писатели-сидельцы вроде Достоевского называли удушающей. Чем не путь на дно небытия? Но крест на себе отбывающему наказание и больному человеку ставить рано: в тюремной больнице возрождается храм.
Говорят, ранее заключённые могли принимать участие в церковных Таинствах в небольшой часовне, которая располагалась на первом этаже. Но часовенка была снесена при капремонте, а администрация больницы выделила помещение под храм на 4-м этаже. Храм тесноват: всего 20 квадратных метров, но терпимо. Многие из больных заключённых и персонала больницы приняли деятельное участие в обустройстве храма. И только в алтаре диакон Владимир работал в одиночку — устанавливал и закреплял Престол: мирянину эту работу выполнять не полагается.
— В этом есть сходство с тюремными порядками, — замечаю диакону. — Например, в допросных комнатах легко передвигаемая мебель — столы и табуретки — тоже привинчена к полу, во избежание эксцессов.
— Престол утверждается с другой целью, — спокойно пояснил диакон. – Его укрепление — как свидетельство неколебимости и незыблемости веры.
Надо сказать, что основной двигатель идеи возрождения храма – отец Георгий Сычёв, основным местом служения которого является храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» на Лесном проспекте, 17. Он является помощником военного благочинного по тюремному служению и заведующим сектором МЧС в епархиальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Ему вверено духовное окормление паствы и в другом подобном учреждении – «Крестах», что на Арсенальной набережной. О.Георгий не устаёт повторять, что грех имеет психосоматическую природу. Человек, попавший в тюрьму, а затем на излечение, подтверждает это своей судьбой. Вкус греха привёл к горькому похмелью. Однако и в такой ситуации отчаиваться грешнику не следует. Вынужденное ограждение от пороков приводит к осознанию необходимости спасения. Поэтому православные священники входят в палаты с туберкулёзными больными, ВИЧ-инфицированными, онко- и другими больными, чтобы те могли принять Таинство Крещения, исповедаться и причаститься Святых Таин.
— Условия вашего служения сложные, — сочувствую отцу Георгию. — Ведь обычно приход содержится прихожанами, а тут…
— Ничего, мне приходилось служить в лесу, в полевых условиях, когда местом для алтаря служил обыкновенный стол, — отвечает он. – А тут аудитория проточная, сегодня лежит человек в палате, а завтра его нет. Но важный момент — встреча со священником и вхождение в храм — происходит и для многих становится первой ступенькой в Православие. Люди, имеющие за плечами обширные тюремные биографии, крестятся, приходят к Богу, меняют образ мыслей и, как следствие, образ жизни. Уже 60 человек приняло Таинство Крещения.
У забора больницы есть вагончик, в котором принимают посылки для больных заключённых. На столе для комплектования коробок — продукты и вещи, со списками разрешённых вложений. Всё для желудка, для согревания тела, но ничего для души. В небольшом, закрепленном у стола ящичке для пожертвований на храм жмутся друг к дружке две сиротинушки-десятки. А ведь на эти деньги закупаются Евангелия и молитвословы, свечки, канцелярские принадлежности. Записки о здравии и упокоении прихожанам будущего храма тоже надо на чём-то и чем-то писать…
Федор Петрович Гааз при жизни распродал всё своё имущество для нужд заключённых, так что даже был похоронен за казённый счёт. Уж как дорожил доктор коллекцией часов, но и ими пожертвовал, чтобы вложить в руку каждого отправлявшегося по этапу каторжника пару монет. «Спешите делать добро» — требовал врач-гуманист, следуя библейской непреложной истине: «Научитесь делать добро» (Исайя 1:17). А оно и в том, что наследовать Царство Небесное возмогут люди милосердные: «Я был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:36). Сказано о Человеке и для человека.

Александр АГАЛАКОВ

предыдущая    следующая