Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

2009 год объявлен годом Св.прав.Иоанна Кронштадтского

И БОГ ПРИМИРИТСЯ С НАМИ

На далекой северной окраине, в селе Сура Архангельской губернии, в 500 верстах от Белого моря, в ветхом бедном домике псаломщика Илии Сергиева и жены его Феодоры Власьевны в ночь на 19 октября 1829 года тихо, чуть заметно засветился слабый огонёк, впоследствии ставший великим светильником земли русской.  Это родился их первенец, очень слабенький младенец. Благочестивые родители, опасаясь за его жизнь, окрестили его в ту же ночь и назвали Иоанном, в честь св.Иоанна Рыльского.
И явился Ване Ангел
Малютка по воле Божией возрастал и укреплялся. Отец часто брал Ваню на службу. В Суре было две деревянные церкви — Никольская и Введенская, одной из которых было более 300 лет, другой —  около 200. В этих церквях и молился ещё ребенком Ваня Сергиев. Впоследствии он построил в Суре на свои средства новый храм — богатейший из сельских храмов Архангельской епархии.
Однажды шестилетний Ваня увидел у себя дома необыкновенный Свет и Ангела среди него. Мальчик смутился, но удивительный гость, назвав себя Ангелом Хранителем, обещал ему небесный покров. На десятом году жизни Ваню определили в Архангельское приходское училище. Учение давалось ему с большим трудом. Тогда он, как прп.Сергий в раннем детстве, обратился с пламенной молитвой к Богу о помощи. И был услышан: из последнего ученика он стал первым. Научившись грамоте, он взялся за Святое Евангелие. «Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем, утешителем, с которым и сроднился с малых лет…» — вспоминал позже батюшка. В 1851 году Ваня с успехом закончил Архангельскую семинарию и был послан за казённый счёт в Духовную Академию Санкт-Петербурга, где выполнял также обязанность секретаря и тем содержал мать-вдову.
Однажды, отыхая в академическом садике, Ваня задремал и увидел себя священником в не виданном им доселе храме. В 1855 году, окончив Академию, о.Иоанн был назначен священником в Андреевский собор в Кронштадте, который оказался тем самым, из сновидения. Он женился на дочери о.Константина Несвицкого  Елизавете, но предложил жить как брат с сестрой: «Лиза! Счастливых семей и без нас довольно! А мы лучше с тобою посвятим себя на служение Богу и ближним». И молодая жена превратилась в сестру милосердия и помощницу о.Иоанна.


Избытки богачей — достояние бедняков


О.Иоанн следовал мудрому правилу: «Всякий, желающий властвовать над другими, должен прежде научиться управлять собой». Он стал учить других — личным примером. Батюшка пёкся о бедных, болящих и скорбящих, ибо сам был из бедной семьи и всегда жалел бедняков. Скоро весть о молодом «необыкновенном» священнике разнеслась по всему Кронштадту. Его звали, просили его молитв, благословения, денежной помощи, открывали ему душу. Нищие шли толпами. Он никому не отказывал, принимая всех, молился с ними, утешал, обнадёживал, шёл по первому зову к больным, ехал за сотни вёрст, всюду сея мир, надежду, веру и любовь.
Батюшка часто обращался с просьбами к имеющим достаток уделить от своих избытков; он вторил св.Иоанну Златоусту: «Избытки богачей — достояние бедняков; для чего Господь оставил бедняков? Чтобы богачи милостью к бедным заслужили себе милость от Господа!» Сам он жил в тесной квартире, и нужда была частой гостьей в их семье, поскольку всё, что люди приносили в изобилии — десятки тысяч рублей, подарки, платье — он раздавал бедным, отдавал даже свои сапоги. Но батюшка понимал, что такой помощи мало, и Господь помог ему в 1882 году воздвигнуть для бедняков в Кронштадте Дом Трудолюбия. И в течение всей своей жизни батюшка создавал и поддерживал разного рода благотворительные учреждения, монастыри и подворья по всей России.
В 1857 г. о.Иоанн занял должность законоучителя в местном училище, а в 1862 в кронштадтской гимназии открыл веропросветительские курсы. Для детей его уроки были удовольствием, ибо это была живая, увлекательная беседа, интересный рассказ. Сколь высоко был оценён его метод преподавания Закона Божиего, видно из поздравления в день 25-летия его законоучительства: «Не сухую схоластику ты детям преподавал, не мёртвую формулу — тексты и изречения — ты им излагал, не заученных только на память уроков ты требовал от них; на светлых и восприимчивых душах ты сеял семена вечного и животворящего Глагола Божия!»


Молился, схватившись за ризу Христову


Надо знать, как проходил день о.Иоанна, чтобы прочувствовать тяжесть и величие его безпримерного подвига. Вставал батюшка в три часа ночи, готовился к служению Божественной Литургии и через час отправлялся к утрени. У собора его встречали толпы паломников, жаждавших получить благословение, и нищие, которым о.Иоанн раздавал милостыню. За утреней он непременно сам читал канон. Перед Литургией была общая исповедь, производившая на всех потрясающее впечатление: батюшка читает покаянные молитвы, при этом раскрытой десницей проводит над головами молящихся, как бы отдельно указывая каждого милосердному Судии. И каждый чувствовал, что именно он, а не кто-то другой, должен сейчас дать отчёт Богу за свои дела. Батюшка взывал: «Братья и сёстры, ах как силён грех! Грехи — это воры, разбойники, которые постоянно обкрадывают нас. Они облекаются в благородные, заманчивые одежды, обольщают нас и делают бедняками пред Богом и даже врагами Его. Кто из нас без грехов? Кто не горд? Кто не честолюбив? Кто не обижал других? Кто не оболгал ближнего своего? А у нас что за покаяние? Все мы только верхушечки, стебельки грехов срываем. Нет! Корни, корни грехов нужно вырывать». Верующие каялись, не стыдясь, громко выкрикивали свои грехи. «Тише, тише, слушайте, тише!» — умиротворял о.Иоанн.
Андреевский собор, вмещавший 5000 человек, всегда был полон, причащение шло долго, и Литургия раньше полудня не оканчивалась. Когда батюшка молился, чувствовалось, что он говорит с Богом, как бы воочию видя Его пред собою. Он требовал, умолял, упрашивал. Словно схватился за ризу Христову, готовый не выпускать её из рук, пока не будет услышан. Видно было, что о.Иоанн во время Божественной Литургии переживал всю историю нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно любовь к нам Господа, ощущал Его страдания. Слезы умиления лились из его глаз. Присутствующие словно перерождались и чувствовали, как лёд сомнения и неверия тает, заменяясь теплотою веры. Во время службы письма и телеграммы приносили батюшке прямо в алтарь, он тут же их прочитывал и молился о тех, кого просили помянуть.


«Чувствую свою немощь и недостоинство»      

            
После своей первой Литургии о.Иоанн сказал пастве: «Сознаю высоту сана и соединённых с ним обязанностей, чувствую свою немощь и недостоинство. Знаю, что может сделать меня более или менее достойным этого сана… Это любовь ко Христу и к вам, возлюбленные братия мои…» Будучи замечательным проповедником, он умел интересно и доступно для понимания простых людей рассказать о вероучении Христа, о Боге. Так, говоря о вере в Таинство Божие, о.Иоанн замечает: «Где нет тайн? Человек сам для себя — и в своей душе, и в своём теле — есть тайна. Кто удовлетворительно объяснит, например, как соединена душа человеческая с телом, как они взаимно действуют друг на друга, как сон восстанавливает силы человека? Значит, прежде всего, человек должен верить своим собственным тайнам. Есть безчисленное множество тайн и в окружающей нас природе… Человек должен изучать Слово Божие. Как же нам не знать, что над всеми людьми и над всем миром — царство, сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа? Как человеку, получившему от Св.Троицы все дары, начиная с жизни до струи воздуха, им вдыхаемого, не вспоминать часто и с должным благоговением о Триедином Благодетеле своём?»
О.Иоанн не вкладывал в головы верующих свои учения — он помогал родиться хорошим, нужным мыслям в их головах. Ибо знал, что как бы ни была сильна и эффектна проповедь — мысль, самостоятельно развившаяся в голове, скорее приведёт человека к желанной цели. Поэтому так важна его книга «Катехизические беседы», где он чётко и понятно излагает догматы христианства.
Любовь о.Иоанна к ближнему была самоотверженна, его добрые дела исходили из любви к людям, а не к себе. Духовных детей у ба тюшки было десятки тысяч человек. И он воистину был им отцом, заботясь не только о духовной их жизни, но вникая во все нужды их земного существования — есть ли пища, ночлег, работа…
По желанию верующих о.Иоанн бывал во многих городах России. Эти поездки — настоящий триумф смиренного Христова служителя. Народ стекался тысячами, объятый чувствами сердечной веры и страха Божия. Во время поездки батюшки на пароходе толпы верующих бежали по берегу, многие становились на колени. Харьковский собор во время служения о.Иоанна 15 июля 1890 года не смог вместить молящихся. Люди толпились на площади около собора и прилегающих улицах. В самом соборе певчие вынуждены были поместиться в алтаре. 20 июля 1890 года о.Иоанн совершал молебен на соборной площади — народу было более 60 000. Так же было в Самаре, Саратове, Казани, Нижнем Новгороде.


Грозный пророк Божий и образец смирения


В отношении к родной России о.Иоанн явил собою образ грозного пророка Божия, проповедующего истину, обличающего ложь, призывающего к покаянию и предрекающего кару Божию за грехи и богоотступничество. Будучи сам образцом кротости, смирения и любви к людям независимо от национальности и вероисповедания, он с негодованием относился к безбожникам, материалистам и прочим вольнодумным либеральным течениям, кои подрывали тысячелетний государственный строй России. События кровавой русской революции и торжество безбожного человеконенавистнического большевизма показали, сколь был прав в своих грозных предостережениях и пророческих предвидениях великий праведник земли Русской.
В последние годы жизни о.Иоанна мучила тяжёлая болезнь, которую он переносил кротко и терпеливо: «Благодарю Господа моего за ниспосланные мне страдания для предочищения моей грешной души. Оживляет Святое Причастие». И он причащался каждый день.
10 декабря 1908 года, собрав остаток сил, о.Иоанн в последний раз совершил Божественную Литургию в Андреевском соборе. А в 7 часов 40 минут 20 декабря (2 января н.ст.) великий русский святой отошёл ко Господу, заранее предсказав день своей кончины.
Дивные то были похороны! От Кронштадта до Ораниенбаума и от Балтийского вокзала до Иоанновского монастыря на Карповке стояли толпы плачущего народа. Похоронное шествие сопровождалось войсками со знамёнами, военные оркестры исполняли гимн «Коль славен». Чин отпевания совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) во главе сонма епископов и духовенства. Лобызавшие руку батюшки свидетельствовали, что она не была холодной, окоченевшей. В отпевании не было ничего скорбного, оно напоминало светлую пасхальную заутреню. Исходившая от гроба благодатная сила наполняла присутствующих неземной радостью. Похоронили о.Иоанна в церкви-усыпальнице сооруженного им самим монастыря на Карповке.
Св.Иоанн Кронштадтский оставил русским людям завет: «Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские: очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом, и Он примирится с нами!» По молитвам св.прав.Иоанна, сие буди, буди!


Подготовлено по материалам, предоставленным прот.Александром ЗЕЛЕНЕНКО, председателем отдела религиозного образования и духовного просвещения СПб епархии.

предыдущая    следующая