Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Трезвитесь, братья!

«ИБО ВРЕМЯ БЛИЗКО…»

— Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний, то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам… (Откр: 1:9-11)
Удивительное чувство охватывает каждого, кто читает эти слова: словно небеса отверзаются перед ним, и читатель, простой грешник, из своей тусклой повседневности разом переносится к Престолу Божию, становится свидетелем — едва ли не участником — Небесного Совета. Голова кружится. Невольно чувствуешь своё недостоинство, хочется смиренно отложить книгу: не по нам чтение… Или наоборот: подступает гордость, хочется вместе с облачёнными в белые одежды старцами судить все племена человеческие. Нетрудно понять, что ни то ни другое ощущение к добру не ведёт. Но как же читать Откровение, чтобы не навредить душе? Сегодня мы беседуем об этом с иеромонахами КИРИЛЛОМ и МЕФОДИЕМ (Зинковскими), к.т.н., к.б.н., преподавателями СПбДАиС.
— Стоит ли вообще простому мирянину читать Апокалипсис? Может быть, это слишком сложное чтение для духовно неопытных людей?
— Безусловно, стоит, ведь это часть Священного Писания. Прп. Варсонофий Оптинский говорил, что чтение Апокалипсиса необходимо всякому христианину. В самом начале и в конце Откровения сказано: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём» (Откр. 1:3, 22:7). Апокалипсис  святого Апостола Иоанна Богослова — это единственная пророческая книга Нового Завета. Она говорит о судьбах человечества, о конце мира и о начале новой вечной жизни. Пожалуй, читать её нельзя только тому, кто дерзко настроен познать в тексте более того, что Бог открыл святым отцам и духовным наставникам. Проблема именно в том, как читать. Нужно понимать, что мы не головоломный магический ребус разгадываем. При всей сложности и таинственности Апокалипсиса основные христианские истины раскрыты в нём предельно ясно. Так, например, Апокалипсис указывает на диавола как главного виновника всех бедствий человечества, а также на те неизменные орудия, которыми враг рода человеческого старается погубить людей: гордость, неверие, непослушание заповедям, разврат и т.д. Он свидетельствует о неизбежной победе Бога и Его добра, о необходимости христианских добродетелей — мужества, веры, любви и терпения, духовного бодрствования. Наша задача — не пытаться дать своё толкование Откровению, а как можно глубже «вжиться», «врасти» в церковную традицию, — богатейшую святоотеческую традицию, и тогда нам постепенно начнёт открываться смысл Откровения, подобно тому как во тьме красивейшая мозаика остается недоступной зрителю, а чем больше на неё падает света, тем яснее и великолепнее предстаёт она нам. Так и мы сможем «увидеть» смысл Писания только «при свете» Предания.
В. М. Васнецов  Воины Апокалипсиса. 1887— Но зачем апостол Иоанн писал таким сложным языком? Почему бы не написать просто: «Тогда-то и тогда-то случится то-то и то-то». Вопрос наивный, но его часто задают.
— Хорошо, что апостол написал именно так. Так повелел ему Бог, а всё, что бы Он ни делал, имеет глубочайший смысл и пользу. Господь многое скрывает от нас по разным причинам. Что-то — до определенного этапа нашей земной жизни, а что-то — и до самого её конца. Например, знать дату своей смерти человеку обыкновенно неполезно. Святой от этого только приобретёт, а грешник легко может погибнуть, откладывая покаяние до последнего предела. Господь скрывает от нас истинное состояние нашей души. Делает Он это по отеческой заботе о грешнике, не способном принять всю правду о собственной внутренней грязи. И, как говорят Святые Отцы, только по мере роста веры каждому приоткрываются новые глубины и греховные бездны нашего внутреннего мира. И ещё с чисто человеческой точки зрения — хорошо, что есть тайна. Без тайны жизнь становится плоской и неинтересной. Через тайну Апокалипсиса Господь напоминает нам о тайне жизни. Ведь самая великая тайна вселенной — Сам Господь, а само мироздание, как дело рук Его, тоже несёт в себе тайну, — тайну соприкосновения со своим Создателем. «Глубина Откровения бездонна, ибо нет конца Божеству Христа», — писал ученик прп. Силуана Афонского архимандрит Софроний (Сахаров). Познание путей Промысла имеет свои ступени и должно быть сопряжено с трудом восхождения духовного, преображения внутреннего мира человека. И по мере роста духовного подаётся и ведение тайн Божиих. Если же самое драгоценное и полезное человек получит в свои руки без должной подготовки, то, как неразумный ребенок, разобьёт эту драгоценность и, что самое страшное, скажет, что это была никчёмная вещь, и больше не займётся ею никогда!
— В своё время на меня большое впечатление произвело совпадение слов Откровения с обстоятельствами Чернобыльской катастрофы (чернобыль — полынь): «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откр. 8:10-11). И многие тогда говорили: «Вот уже и третий Ангел вострубил!» Как вы сможете это прокомментировать?
— Прежде всего, опять-таки напоминанием об осторожности и недоверии себе. Это важнейшая аксиома духовного опыта многих поколений православных отцов и учителей Церкви. С одной стороны, действительно, явно напрашивается параллель — Чернобыль 1986 года и упавшая звезда по имени полынь из Апокалипсиса. С другой стороны, мы не знаем, сколько времени пройдёт, пока вострубят все остальные Ангелы! Кроме того, характерной особенностью многих пророческих видений Священного Писания является принцип соединения нескольких, порой очень отдалённых друг от друга, исторических событий в одном видении. «Чёрной былью» можно назвать многие трагические события ХХ и начала XXI века, а загрязненные реки — это, прежде всего, загрязнённые потоки мыслей в людских головах. Особенно нужно беречься от духа паникёрства, насаждаемого сегодня среди простых верующих. Это целая пропагандистская волна книг и фильмов, нагнетающих апокалиптические страхи, провоцирующих недоверие церковным иерархам и парализующих волю христианина.
— Можно ли и нужно ли соотносить события современности с тем, что изображено в Откровении?
— И можно, и нужно, но, как уже сказано, с осторожностью. Ведь ещё в первом веке Апостол писал: «Дети! последнее время» (1 Ин. 2:18). Уже тогда время было названо «последним», но оно не кончилось! Пророческий взор апостола пересекал тысячелетия, подобно молнии. Ещё можно уподобить его высоко парящему орлу, зрящему всю землю и события в разных её частях одновременно. Дата кончины мира сокрыта от нас, но многие неразумно пытаются дать точные прогнозы. Образность и таинственность этой книги ещё более провоцирует неосторожных и мечтательных толкователей к уходу за границы истины, к произвольному толкованию, тогда как эта самая таинственность должна настраивать нас на осторожность в прогнозах. Сейчас особенно модным стало опасное нагнетание упаднических настроений в связи с обещаниями скорого конца мира. А ведь весь Новый Завет и Апокалипсис призывают нас  совсем к иному — к мужеству и радостной вере в Воскресшего Господа, Победителя ада и смерти. «Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр. 21:7). «Боязливые» же перечислены вместе с погибающими грешниками (Откр. 21:8). А святитель Ипполит Римский в своем сочинении «О Христе и антихристе» предупреждает, что мы должны помышлять о признаках последних времен, но «в то же время безмолвствовать, предугадывая их». Безмолвствовать как раз и значит не спешить с окончательными выводами. При этом святитель приводит печальные примеры заблуждения двух современных ему епископов, которые повели за собой паству, доверившись ложным мыслям о конце света, что привело к большим бедствиям среди паствы и к великому поруганию среди язычников. Святитель с горечью отмечал, что подобное случается «с неучёными и грубыми людьми, которые не изучают тщательно Писаний, но доверяют более человеческим преданиям, собственным измышлениям, выдумкам, сновидениям и вздорным басням».
— Известно, что из слов Откровения: «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет» (Откр. 20:2); «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр. 20:4); «Они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:6) — некоторые богословы выводят мысль о тысячелетнем Христовом царстве на земле после победы над антихристом… Что вы об этом думаете?
— Хилиазм как учение о тысячелетнем Христовом царстве на земле перед окончательной победой над силами зла был достаточно распространён в древней Церкви, особенно в Малой Азии. Но это учение понималось первыми христианами не грубо-материалистически, а возвышенно и духовно. Грубо-материалистическое понимание этого текста было отвергнуто Церковью как ложное. Большинство Святых Отцов понимало тысячу лет пророчества символически — как полноту времени земного бытия Церкви на земле, когда всякий её верный сын становится необорим и даже страшен демоническим силам, которые связаны силой Воскресшего Господа.
— Существует несколько святоотеческих толкований Откровения, в том числе и современные. Какое из них вы считаете наиболее точным?
— Святые Отцы дополняют друг друга, и читать желательно их всех, а из современных богословских трудов особенно хороши «Толкование на Апокалипсис» архиепископа Аверкия (Таушева) и сборник, составленный М. Барсовым.
— Сейчас в церковной среде распространено мнение, что Православие — это «религия поражения» (имеется в виду неизбежность победы антихриста). Но ведь победа антихриста — временная…
— Безусловно, временная и далеко не полная! Мысль о поражении религии и Церкви в корне не верна. Можно говорить только о поражении большинства людей последнего времени — эпохи антихриста,— но никак не о поражении Церкви. И последняя книга Нового Завета кончается именно гимном победы! Всякий читающий Апокалипсис заметит духовную красоту его особенной поэзии, его учения о торжестве Бога и Его праведников! «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков!» (Откр. 22:5). Главный призыв Откровения всем христианам — посильным подвигом христианской жизни получить белые одежды побеждающих (Откр. 3:5) – символ чистоты и вечного празднования!


Вопросы задавали
Александр РАКОВ и
Алексей БАКУЛИН

следующая