Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Со-бытие

ХРИСТИАНСКОЙ ЛЮБВИ ОБРАЗЕЦ

Накануне праздника свв. князей Петра и Февронии в храме в честь Сретения Господня был установлен поклонный крест и заложен камень в основание будущей скульптурной композиции святым князю и княгине Муромским — покровителям семьи, любви и верности. Освятил закладной камень, по благословению митрополита Владимира, епископ Гатчинский Амвросий. Примерно в эти же дни ещё в девяти городах России прошло освящение закладных камней или установка памятников. Как будет выглядеть памятник в нашем городе и почему для этого выбран именно Сретенский храм, рассказывают настоятель Георгий ПОЛЯКОВ.
Установка памятников свв. князьям Петру и Февронии — лишь малая часть общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2004 году. В каждом городе будет установлен памятник, отличный от других, но мне кажется, что наш будет самым красивым. Поскольку Санкт-Петербург город портовый, то к нам свв. Петр и Феврония «приплывут» на ладье, очертаниями похожей на лебедь. На такой ладье святые супруги отправились в изгнание после того, как некоторым боярам не по нраву пришлись крестьянские корни Февронии. На ладье супруги вернулись, когда, одумавшись, бояре призвали их править Муромом. Наша бронзовая ладья со стоящими в ней святыми будет установлена близ поклонного креста осенью будущего года, если на то найдутся средства.
— Батюшка, скульптура — это хорошо, но… В нашей епархии, например, 30 храмов во имя свв. апп. Петра и Павла. Будет ли построен хотя бы один в честь св. княжеской четы Петра и Февронии?
— Об этом мы уже подумывали. Наш храм был выбран для установки скульптуры, потому что у нас много земли. Это и позволит в будущем построить храм в честь свв. Петра и Февронии. Причём должен он быть небольшим, чтобы там хранилась икона святой четы и частица мощей, которые прибудут, как только начнётся установка памятника. Мы надеемся собрать в этом храме все иконы, посвящённые семье и браку, например, образ свв. Адриана и Натальи. Молодые, придя в храм, дабы испросить благословение на создание семьи, должны иметь возможность побыть наедине с Богородицей, вести молитвенный диалог со святыми покровителями брака, любви и верности.
— Символом праздника выбрана обыкновенная ромашка. Оттого ли, что св. Феврония была простой крестьянской девушкой, или в память о том, что на Руси девицы всегда гадали, отрывая от ромашки лепестки: любит — не любит?..
— Ромашка — олицетворение русской народности, русского быта. Посмотрите, внутри — жёлтое сердечко, как солнышко. А семья тоже согревает и ласкает всех членов подобно солнышку. Белые лепестки — символ чистоты и непорочности. На Руси это самый распространённый цветок, его можно встретить и в поле, и в лесу, и на лугу. Русские девицы ромашковыми венками, как коронами, украшали свои головки. Ромашка – такой же символ России, как берёзка, — по-русски неброский, а на душе светло.
— Церковный праздник отныне признан государственным. Раздаются возмущённые голоса, что «ещё один праздник, посвящённый любви», России не нужен, есть день св. Валентина. Другие уверены, что это — насаждение искусственно созданного праздника, политическая акция, следствие срастания Церкви и государства.
— Чествование свв. Петра и Февронии — не новомодная выдумка, это возврат к нашим исконно русским традициям, нашим национальным корням. Наконец-то мы не смотрим с упованием на Запад, перенося на русскую почву чуждые нам праздники, а возвращаемся к тому, что тысячу лет было у нас на Руси, ведь наши православные праздники наполнены настоящим глубоким содержанием. Чувства свв. Петра и Февронии – не просто влюблённость, но выстраданная любовь. Вдумайтесь, когда бояре потребовали, чтобы князь оставил Февронию, он отказался от княжения, положил к ногам чудной супруги достаток, титул, власть, избрав своим уделом любовь. Тем самым он сохранил обет, данный Богу, что коли он исцелится — врачевательница Феврония станет его женой, и сохранил обет верности супруге. Вот образец для всех нас. Многие ли способны на такую жертву?!
Наш праздник посвящён семье, любви и верности, а не мимолётной влюблённости, стремлению обладать предметом своей страсти. Что такое настоящая любовь, крепкая семья? Это умение жертвовать собой, своими интересами ради любимого человека. Многие ли ныне на это способны? Мы все хотим, чтобы нас любили преданно и пламенно, но сами не желаем ничем жертвовать. Люди, даже вступившие в брак, умудряются жить для себя.
Россия вымирает, и считать, что у нас всё хорошо, могут только глупцы. Говорят, есть день св. Валентина? А кто его установил? Русская Православная Церковь не устанавливала, ведь речь-то идёт о святом. Я читал житие св. Валентина — нет там ничего из того, что нам преподносят через СМИ. Та шелуха и мишура, которую устраивают в этот день, — обнимания и целования на глазах у всех, всяческие финтифлюшки, претящие здравому человеку, — не имеют никакого отношения ни к святому, ни к подлинно христианской семье и любви. Почему всё это насаждается даже в школе, и никто не возмущается?
На освящении закладного камня у нас присутствовала народная артистка России, президент международного кинофестиваля «В кругу семьи» Ирина Алфёрова. Она сказала очень правильные слова: «Нигде в мире, ни в одной религии нет больше таких святых, как наши Пётр и Феврония, сохранившие и пронёсшие через года и испытания любовь и верность. Они помогают всем, кто молится о верном супружестве, семейном счастье, рождении детей».  
Что касается «политической акции» и срастания Церкви с государством… Праздник святых Петра и Февронии, признанный государственным, не перестал быть церковным. А как вы думаете, живи Пётр и Феврония в наше время, куда бы они пошли — во Дворец бракосочетания или в церковь? Конечно, в храм Божий. Кто-то недоволен этим? Не будем вступать с ними в споры. Но в противоположность западной чувственности, вожделению, эгоизму выберём за духовный образец любовь жертвенную, всепрощающую, освящённую венчанием, молитвой. Семья, любовь, дети — это безценные дары Божии, потому-то мы их и вымаливаем.
Церковь — это не просто свечи и иконы, ведь иконы и в антикварных магазинах продаются, и в музеях немало старинных образов. Церковь — это живые люди: блокадники, фронтовики, космонавты, рабочие, учителя, школьники, студенты… Это мы с вами, граждане России — часть нашего российского государства. Церковь — это Бог и люди, а государство — это закон, основанный на всё тех же евангельских заповедях. Кто хочет отделить русский народ от Церкви? Тот, кто мечтает о нашем полном уничтожении, о ввержении нас в пучину греха и разврата. В 1917 году мы уже пережили это, возврата не будет. Русская Православная Церковь не музей с пыльными экспонатами, не задворки жизни — это и есть наша нынешняя история, история современной России. Кто-то хочет видеть другую Россию? — Не пройдёт!
Адрес: 195267, СПб, Гражданский пр., 101.


Записала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая