Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Патриарх — молодёжи

«У МЕНЯ ЕСТЬ МЕЧТА»

Завершая визит в СПб епархию, Святейший Патриарх Кирилл выступил в Ледовом дворце Северной столицы перед студентами вузов, учащимися   духовных школ, членами молодёжных организаций.
 С Петербургом связана лучшая часть моей жизни. Я был таким, как вы, — студентом, школьником. Это мой родной город, родные улицы, и, приезжая сюда, я чувствую, что приехал домой.
 Я ехал и думал, что если в ответственный момент, когда будет решаться ваша судьба и будет стоять страшная по своей значимости дилемма — поступить так или иначе, — вы, вспомнив мои слова, поступите правильно, это будет величайшей наградой мне и всем, от имени кого я буду говорить. Итак, что является самым главным для человека?  Понятие «главного в жизни» можно описать одним простым человеческим словом: счастье. Мне приходится часто встречаться с пожилыми людьми, а как священнику — напутствовать умирающих. И должен вам сказать, что часто человек, приближаясь к концу жизни, не чувствует себя счастливым. Поэтому я хочу поговорить с вами о счастье. Вспоминаются слова Мартина Лютера Кинга, с которым я встречался в 1968 году. В одном из выступлений он сказал: «У меня есть мечта». Он не был мечтателем, он был блестящим политиком, христианским пастором. Но у него была мечта, приведшая к конкретным свершениям, — была достигнута некая победа в борьбе цветного населения США за свои права. У всех есть мечта. Но одни её осуществляют, другие — нет. А многие, достигнув того, о чём мечтали, вдруг сознают, что они далеки от подлинного счастья.
 Как мы представляем себе человеческое счастье? Это благополучие, здоровье, хорошая семья, материальный достаток, хорошая работа, образование. Но вот что происходит в реальной жизни: человек начинает свой жизненный путь, у него, как и у Мартина Кинга, есть мечта, связанная с профессиональной, общественной деятельностью, семейной жизнью, личным успехом. А потом оказывается, что мечту невозможно реализовать. Идеалы разрушаются, человек становится другим: в нём развивается цинизм и недоверие к жизни, и можно слышать: «Ну какими же мы были дураками!»
 Вспомните роман Жюля Верна, в котором речь идёт о путешествии из одной части света в другую. Путешествие зависит от компаса: если на него оказать воздействие со стороны, стрелка отклоняется и корабль сбивается с курса. Так и на сознание человека воздействуют сторонние силы, меняющие направление его движения. И человек, забыв мечту, вдруг сворачивает с пути и идёт туда, куда не хотелось идти. А сегодня мы живём в условиях, когда на нас особенно сильно воздействует среда: через СМИ, через стереотипы жизни, через моду. Поэтому очень важно иметь компас, который указывает правильный путь. Человечество имеет такой компас — это врождённое нравственное чувство, которое Бог, сотворив человека, вложил в его природу. Поэтому, поступая дурно, мы чувствуем внутренний дискомфорт. Конечно, это ощущение можно снять: можно выпить лишнего или употребить наркотики, можно просто убедить себя, что всё это предрассудки и никакой совести не существует. Одним из самых сильных аргументов, помогающих заглушать голос совести, является сравнение себя с другими: а что я сделал? Вот товарищ по учёбе такой-сякой, и что мои проступки по сравнению с тем, что он делает? Мы осуждаем других, тем самым оправдывая себя. Это опасно и вредно и разрушает нравственное чувство.
 В основе многих общественных преобразований всегда лежала борьба за справедливость. А что является мерилом справедливости? Конечно, нравственное чувство, тот самый компас, который точно указывает человеку, куда нужно идти. Почему мне так важно сказать об этом в молодёжной аудитории? Потому что молодость — период духовного и физического возрастания человека, он впитывает информацию и поступающие из окружающей среды сигналы сильнее, чем человек зрелый. Так Бог устроил. Через усвоение знаний мы включаемся в поток человеческой мудрости, но важно, чтобы вместе с этим потоком мудрости мы не усвоили вредные и отравляющие сознание и душу идеи.
 Человечество пыталось регулировать эти процессы при помощи законов и власти. Но никакому государству, никакой власти не дано контролировать то, что происходит на уровне мысли и чувств человека. А сегодня особое время, когда человек сам определяет в полной мере свою судьбу. Но важно сохранять и воспитывать в себе единственный объективный критерий, который существует вне времени и вне пространства, — нравственные ценности человечества, которые едины для всех. Как эти ценности сохранить? Прежде всего, воспитывать свой ум. Образование есть образование ума, воли и чувств, но на первом месте — ум, потому что сознание, если оно неправильно сформировано, может разрушать нравственное чувство. Поэтому жизненно важно иметь подлинное образование. Я имею в виду не только образование, которое завершается получением диплома и обеспечивает доступ человека к профессии, — я говорю о формировании человеческого образа. А в основу человеческого образа положен образ Божий.
 Большую роль в формировании этого образа играет вера. Некоторые говорят, что можно быть человеком добрым и нравственным и при этом не быть верующим. Это так: есть люди и добрые, и нравственные, и при этом не религиозные. Но чаще бывает так, что под влиянием внешних обстоятельств, сбивающих «стрелку компаса», человек не способен сохранить в порядке своё нравственное чувство, — удержать его помогает религия, вера.
 Но в языческих религиях были божества, которым надо было приносить жертвы, вплоть до человеческих, чтобы задобрить их. Христианская религия, в частности, Православие — это не способ задобрить Бога, а возможность войти в живое соприкосновение с Богом. Замечательно сказано в ветхозаветном псалме: «Жертва Богу — дух сокрушен» (Пс.50:19). Значит, самая лучшая жертва Богу — не тельцы, не волы, не бараны, а состояние нашего духа. Через такую религиозную связь с Богом мы входим с Ним в соприкосновение, и в ответ Бог даёт нам силу и разумение, Он воспитывает нас в страхе. Некоторые, может быть, сейчас поморщились: а при чём здесь страх? Речь идёт о страхе Божием. Это не эмоциональная категория, не адреналин в крови; это совсем не тот страх, который мы испытываем, когда экзаменатор обнаруживает шпаргалку в нашей руке. Страх Божий — категория нравственная: человек вступает в контакт с Богом, и действия, направленные против Божьего закона, становятся для него невозможными. Человек понимает, что Бог от него отступит — живи, поступай, как хочешь, — и в конце концов, в самый тяжёлый момент жизни без воли и помощи Божией мы проседаем и проваливаемся.
 А теперь о самом главном. Почему жизнь в соответствии с нравственным законом приводит к счастью? Может быть, это очередная выдумка? Вот у соседа — дом трёхэтажный, машина дорогая, а он подлец подлецом! А жена у него — ужас! Но какая одежда на ней красивая, и я так хочу! Другой пример. Подходит к молодому человеку некто и говорит: «Покурить травки не желаешь? А кольнуться и забыться?» Это огромный соблазн: а почему нет, ведь мир иллюзий — такой прекрасный мир, он уводит от реальности, тяжёлой и скверной! И человек делает в своей жизни непоправимый шаг. Ещё пример: человек живет в браке или желает вступить в брак с любимым человеком. Вдруг появляется искушение — другой человек, так почему бы не изменить курс, хотя бы на короткое время? Часто мы делаем это и разрушаем своё счастье и свою жизнь! Да, это непостижимо для нашего разума, но Бог пожелал, чтобы человек был счастлив только в нравственной системе ценностей. И как бы нас ни учили, что нравственность относительна, как бы ни разрушались наши идеалы, как бы ни помрачалась наша мечта от цинизма жизни, какие бы учителя и искусители ни говорили нам, что всё это чушь и старорежимность, — не верьте. Человек может быть счастливым, живя в той нравственной системе ценностей, которая была создана Богом и вложена в его природу, — это вечная и неизменная истина и другого для нас не дано.
 Приведу пример из жизни своей семьи. Мой дед, который на излёте лет своих стал священником, был до этого мирянином, защищал Православную Церковь в трудные 20—30-е годы, имел большую семью — семь своих детей и приёмную дочь. Вот этот человек оказался в заключении, которое длилось почти тридцать лет: тюрьмы, лагеря, ссылки, жизнь бомжа… С внешней точки зрения — абсолютно не удавшаяся жизнь. Умер мой дед в возрасте 91 года, он тогда уже стал священником, служил в Уфимской епархии. Перед самой его смертью я встречался с дедом. Я спросил: «Дедушка, ты был счастлив?» Он не понял моего вопроса. Не понял потому, что был действительно счастливым человеком, несмотря на все страдания, лишения и скорби. Он меня научил тому, что есть человеческое счастье. А сын одного миллиардера — молодой, красивый наследник, у которого было всё, о чём мечтают простые люди, покончил жизнь самоубийством, не дожив до 30 лет…
 Мои дорогие молодые друзья, будьте бдительны: некие силы могут подставить магнитик под стрелку вашего компаса — так аккуратно, так деликатно, что даже не заметите. Не допускайте подмены курса. А для этого нужно хранить в сердце веру — она поможет сохранить нравственное начало. Желаю всем мудрости, силы духа, способности защищать своё сознание от влияний, которые могут изменить правильное течение жизни. Желаю каждому осуществить свою мечту. И дай Бог, чтобы эти мечты были светлыми и чистыми, соответствовали высоким нравственным идеалам, которые только и способны дать человеку подлинное счастье.

С сокр.

предыдущая    следующая