Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Оставим попечение

ДРУГ ДРУГА ТЯГОТЫ НОСИТЕ

Святой ап.Павел в своём Послании к галатам пишет: «Братия! Если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости… Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:1,2). О том, что значит носить тяготы друг друга, и о благодатных дарах Духа Святого, которые получат верующие, исповедующие православную веру, рассуждает настоятель храма Св.прмц.Евгении в горбольнице №46 Св.прмц.Евгении (Старорусская ул., 3) о.Валериан ЖИРЯКОВ.

«Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов», — говорит нам апостол. Я заглянул в толкование Феофана Затворника к этому посланию и обнаружил, что под словами «друг друга тяготы носите» подразумевается не то, что мы должны взять какую-то чисто житейскую ношу и тащить, — имеются в виду душевные немощи. Например, кто-то слишком раздражителен, другой — ленив… Мы все знаем за своими ближними какие-то прегрешения. И если мы будем носить эти их тяготы, то исполним закон Христов.

Кому из нас не хотелось бы исполнить закон Христов?! С нашей стороны цена малая, а результат — спасение души. Но мы знаем, как тяжело, особенно в мелочах, этот закон исполнять, ибо «лукавый прячется в мелочах». Многие мечтают о каких-то подвигах, больших свершениях, а оступаются именно на мелочах. Вот, например, мы исповедовались, причастились, но пришли домой, что-то пошло не так, как нам хотелось, — и всё: мы обижаемся, ссоримся и теряем ту крохотку благодати, что была нам дарована. Поэтому надо всегда помнить, что лукавый пытается сначала не допустить нас до источника благодати, а потом отобрать то, что даровал нам Господь. Как быть? Набираться духовной опытности. Ведь ситуации, из-за которых мы оступаемся, разнятся чисто внешне, но корень зла один — наше раздражение, обида, гнев…

Вспомним слова — великие и страшные, — которые произносятся при принятии человеком Крещения. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти. Ибо что Он умер, то умер однажды для греха; а что живёт, то живёт для Бога. Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:3-11). Видите, Крещение уподобляется смерти. Ап.Павел говорит не о безсмертии души своей, а о совершенно новом значении смерти как сопребывания со Христом, смерти как знамении победы Спасителя.

В наше время большинство православных людей крещены в последние 20 лет, не получили должного христианского воспитания и не понимают значения смерти ветхого человека в Крещении и рождения нового человека, не понимают, что мы должны ветхую душу потерять, а в новую родиться. А ветхий человек, он никуда от нас не ушёл, он в нас живёт и подчиняет себе часть нас, чтобы атаковать, вести к духовным срывам, потаканиям нашим слабостям, нежеланию и неумению носить тяготы наших ближних. Это не повод для уныния, но повод задуматься о своей духовной жизни.

Вот я вижу, люди ходят не первый год в церковь, некоторые даже побольше, чем я, но порой совершают такие поступки(!), которых не совершали даже на первых порах после Крещения. Они ходят в храм, исповедуются, причащаются, а движения вперёд, рождения нового человека не происходит. Значит, если ветхий человек не даёт родиться новому — надо с ним бороться всеми доступными духовными средствами. Вспомним, что говорил апостол Павел о жизни христианина, о возрастании его: «Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное» (1Кор.15:44). Но сначала душевное, а потом духовное. Эта поэтапность очень важна для нормального развития человека: чтобы для нас в спасительной полноте воссиял дух, необходимо прежде воспитать в себе душевность.

Часто приходится видеть разительную разницу между тем, что человек приобрёл духовно, и тем, в каком душевном состоянии он находится. На память приходит пример. Мать вымолила своего сына-наркомана. Жертвенный подвиг материнской молитвы принёс добрые плоды: молодой человек стал бурно воцерковляться. Он пошёл на богословские курсы, стал прислуживать в алтаре одного из храмов. Все радовались. Но вскоре молодой человек сорвался и отошёл от церкви. Почему? Потому что Дух где хочет, там и дышит, и человек, придя в храм, сразу же по милости Божией получает богатые духовные дары, и эта начальная благодать буквально несёт его по жизни. Но душевные-то качества у него совершенно не развиты. И эта пропасть не даёт человеку нормально развиваться и достигать вершин духовных. Со временем начальная благодать отходит от нас, потому что мы нисколько не менялись, а лишь принимали и принимали всё как должное. Пришло время подвигов — от слова «подвиг», т.е. каждый должен себя подвигать по пути совершенствования, — а мы к этому не готовы.

Надо в себе и в своих детях воспитывать душевные качества, воспитывать серьёзно и скрупулёзно, тогда и духовные дары упадут на благодатную почву. А зачастую даже в православных семьях детей воспитывают не в христианской разумности, строгости и послушании, а балуют до безобразия. Кстати, в советское время детей тоже воспитывали не лучшим образом. Ведь как считалось? Дети — цветы жизни, дети — наше будущее, всё лучшее — детям. А раньше-то говорили, что старики — наше будущее, ибо старики — это милосердие и почтение к старшим, это воспитание. И сразу всё становится на свои места. А фраза «дети — наше будущее» — дьявольский перевёртыш, воспитывающий эгоцентризм, себялюбие.   

Другой пример. Бывает, пожилого человека пытаются воцерковить, но не всегда это получается. Тут уж наша христианская вера должна проявляться в непосредственной заботе и внимании в житейском смысле. А ещё надо совершить жертву. Какую? — Взять на себя небольшое молитвенное правило, читать канон Божией Матери, покаянные каноны, коли родственники некрещёные. Но делать всё надо по благословению духовника или своего приходского священника. И исполнять это надо постоянно, чтобы потом не было больно и горько, что человек уже ушёл, а с Богом не примирился, и вы не помогли ему в этом.

 В последнее время я всё чаще сталкиваюсь с тем, что людям уже просто оставаться в церкви, регулярно посещать её становится очень сложно, а не то что духовно расти и совершенствоваться. Люди претыкаются в простейшем — не могут пережить обиду. И я задаюсь вопросом: «А зачем же ты всё это время ходил в церковь, молился, причащался, если обиды простить не можешь?» Так слабость душевная перекрывает путь к дальнейшему развитию, а порой и назад отбрасывает. Человек должен уметь смиряться и признавать себя неправым вопреки своему ветхому внутреннему человеку. Сам по себе ветхий человек не уйдёт, он уходит только через молитву, смирение и самоуничижение, через сораспятие.

Пришёл как-то мужчина, кается, что был в ссоре с кем-то. Я пытаю: «А у того человека прощения просили?» Искреннее изумление: «Зачем? Я ведь его простил и на исповеди покаялся, значит, я чист пред Богом». Но как же ты несёшь жертву Господу, а брат твой имеет обиду на тебя?! Нет, ты сначала с обиженным примирись, чтобы не было и малейшего горького осадка на душе, и тогда жертва твоя будет угодна Богу. Это и есть несение тягот ближнего. Помните, «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (1Пет.5:5), поэтому облекитесь смиренномудрием.

Приходит на память один неблагоприятный для человека пример. Вот живёт сильный молодой бабуин, у него своя стая, которую он охраняет. Но приходит другой, более сильный самец, который бьёт и изгоняет бывшего вожака с территории. И очень часто свергнутый молодой сильный бабуин умирает от разрыва сердца. Почему? Потому что он не переносит обиды, унижения, потери своей территории. И вот у нас в душе у каждого есть своя, так сказать, ветхая территория. И зачастую если в мелочах человек ещё способен смиряться, то если тронешь его сокровенное — человек становится подобен обиженному бабуину. Но мы люди, мы должны прорвать толщу обид и собственных грехов и прорваться ко Христу и потом уже не отступать ни на пядь.

 Надо осознать свою греховность, а то мы себе всё всегда прощаем. Как осознать? Нет ничего проще: чаще всего на наши тяготы и немощи нам указывают наши ближние. Надо только уметь смиренно принять суд ближнего, выслушать, не срываясь на ответные обвинения и разоблачения. Это действительно очень трудно. Но, смиряясь, мы помогаем ближним нести наши тяготы.

Конечно, раньше было несколько проще: система ценностей и воспитание были одинаковыми, православные заключали браки между собой, а дети с молоком матери впитывали, как надо жить, как себя вести, как семью строить. В наше время эта система полностью разрушена. Значит, надо постараться принять ближнего, возлюбить, как самого себя, и тяготы его тоже возлюбить.

Через что ещё можно получить благодать Божию? — Через послушание Господу, а Господь даст нам возможность нести тяготы легко и радостно. И помните, что вокруг нас постоянно идёт невидимая духовная брань. Над нашей душой, над нашим сознанием постоянно проходит работа. Наш враг всегда начеку, подмечает малейшую нашу слабость и бьёт в самое уязвимое место. Нерадение, всякая немощь тут же преследуется и раздувается. Как этому противостоять? Зная свои слабости, надо заранее молиться и просить Бога отвести напасти: «Господи, не хочу я этого, мне тяжело от этого, но сам я понимаю, что не могу избавиться. Ты, Господи, избавь меня от этого». Просите, чтобы Господь Своею милостию самые корешки ваших смердных дел и грехов выполол.

Записала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая