Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ГОВОРИ, РОССИЯ!

Выступление Наталии Алексеевны НАРОЧНИЦКОЙ (доктор исторических наук, государственный деятель, специалист по геополитике, православный мыслитель) 23 апреля 2009 года в Свято-Духовском корпусе Александро-Невской Лавры

…Дорогие друзья! Я сейчас буду говорить вещи сокровенные, которые я пока никому не высказывала, которые я пока просто обдумываю наедине с собой, мысли ещё не оформленные, не додуманные до конца… Но мысли эти глубоко волнуют меня, я чувствую в них правду, чувствую, что они могут оказаться чрезвычайно плодотворными. Простите меня, если я говорю несколько сбивчиво: когда-нибудь я непременно напишу целый трактат на эту тему, но сейчас я просто не могу молчать…

Все говорят о глобальном финансовом кризисе… Для меня чрезвычайно дороги слова великого сербского святителя Николая Велимировича о том, что кризис — это суд Божий. Но нужно понять, что суд Божий — это и слово Божие нам, людям, и каждый из нас должен услышать это слово, обдумать его, понять, чем он заслужил этот суд и как теперь следует поступить, чтобы не быть вновь осуждённым. Это относится к каждому из нас, это относится и к каждой из наций. И для нас, русских, раздумья над Божиим судом могут быть особенно плодотворными. У России всё ещё есть огромная умственная и физическая мощь, и мы способны — может быть, единственные в мире, — способны найти такой путь выхода из кризиса, который спасёт не только русских, но и всех, кто захочет нам последовать.

Пришло время вспомнить о заветной русской идее справедливого мира, — мира, построенного по правде, по Божией правде!

Пришла пора вспомнить, откуда пришла человечеству идея справедливого, братского мироустройства. Она пришла к нам из 25-й главы Евангелия от Матфея. Все вы знаете её, но я всё же напомню: «…скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:34-46).

Не сделали добра никому, — значит, не сделали добра Господу! Были милостивы к людям — значит, творили правду Божию!

Всегда, во все времена русские люди тянулись душой к этому идеалу общественного устройства: к царству справедливости и братства. Не только русские люди его жаждали, но, может быть, в России он чувствовался ярче, чем где-либо. Протест против греховного общества, против несправедливостей окружающей жизни возникал во все времена — и далеко не в худших человеческих сердцах. Само Евангелие учит нас сострадать ближнему и не мириться со злом, с несправедливостью. Напрасно нам Большая Советская Энциклопедия говорила, что христианская вера будто бы учит нас смиряться перед неправедным богатством, перед общественными пороками, перед тем, что одни впадают в нищету, а другие безудержно накапливают золото. Нет, христианское смирение — это нечто совсем иное. Искренне верующие люди не могут не испытывать боли душевной при виде греховного общественного устройства.

Но вот в чём беда: идея справедливого мироустройства не была реализована в мировой истории и в истории России — ни разу. Всякий раз, когда в народе созревали подобные настроения, когда усиливалась жажда справедливости, — этот порыв был искусно направляем в страшное, разрушительное, богоборческое, антихристианское русло. И не случайно политические силы, ратующие за справедливое распределение ценностей, называют себя «левыми». Но мы-то с вами знаем, что на всех языках христианского мира «левый» означает «нечестный» и «лукавый», а «правый» созвучен понятиям «праведность», «право», «справедливость»: эти слова являются однокоренными в немецком, французском, английском и, конечно же, русском языках. Злое, «левое» начало захватило себе понятие о справедливости, извратило, исказило его и не хочет отдать тем, кто «прав», «праведен», чтобы справедливость всегда связывалась с богоборчеством.

Между тем в самой по себе идее социальной справедливости ничего богоборческого нет. Думаю, что даже напротив: общество, устроенное в духе братской любви, — это и есть исполнение правды Божией.

Сейчас уже и в Европе (притом что вся тамошняя академическая элита, всё интеллектуальное сообщество, особенно во Франции, исключительно левых философских убеждений) рождается некий новый «изм», некое новое учение, которое хотело бы совместить понятие праведности и достойного общественного мироустройства. Новый призрак ходит по Европе!.. Но мне кажется, что в создании такого учения именно Россия и русские могут — обязаны! — сказать своё веское слово. Именно от нас это требуется, потому что не было ещё на земле синтеза идеи справедливости и веры, а он нужен как воздух, и особенно сейчас, в дни кризиса.

Посмотрите: это же только наши либералы панически боятся признать, что весь либеральный вариант мировой экономики обанкротился, — обанкротилась и вся обслуживающая его философия, — философия ригоризма, космополитизма, индивидуализма. Они видят свою несостоятельность, но боятся признать её. Мы же видим и не боимся, мы прямо заявляем, что современный либерализм ведёт к атомизации общества, что он — помимо всего прочего — разрушает ту неповторимую интеллектуальную сферу, которой обладает каждая нация. Каждая нация занята постижением какой-то своей области мироздания, пользуется в этом только своими духовными инструментами, а результаты идут на пользу всему человечеству. Общество, разделённое на атомы, не сможет познавать.

Весь мир ищет сейчас новых путей, весь мир понимает, что государство должно по-иному построить свои отношения с гражданами. Это вопрос далеко не одной экономики, хотя об этом много пишут, например, французские экономисты… Тут ничего не поделаешь: «Общественный договор» Жан-Жака Руссо — классическая концепция гражданской нации — тоже пришёл к краху. Так не вспомнить ли нам государственное учение Филарета Московского, утверждавшего, что государство — это не что иное, как разросшееся семейство? Люди в государстве — это братья и сёстры; только поняв, прочувствовав это, они и смогут выработать новые отношения между властью и гражданином, между человеком и человеком, породить солидарное общество, где есть и личная свобода, и твёрдая государственность, где человек действительно в центре внимания, как это и заложено в началах православной культуры: он глубоко ценит свою индивидуальность, потому что его внутренняя свобода, этот дар Святого Духа, обеспечивает ему насыщенную духовную жизнь. Свобода же внешняя, оторванная от своего небесного источника, превращается в свободу содомитов.

Мы стоим на пороге очень серьёзных перемен. Продолжается разложение международного права — оно было начато агрессией против Югославии; идёт разложение классических понятий социологии и политологии… Если мы не скажем теперь своего слова, то его скажут наши противники.

А может быть, мы не в силах сказать это слово?

Да, русские — в отличие от тех же американцев — любят занижать свои достоинства, не ценят себя, не понимают своих сил. Вся классическая русская литература — это безжалостное самобичевание и придирчивое самокопание. Сколько мы сами судили себя за свои грехи и несовершенства — реальные и мнимые, — столько никто никогда не судил нас. Учтите же, что за этим осуждением не надо забывать и другое: мы пережили, мы выстрадали, мы выдержали то, что было не по плечу многим другим народам. Мы научились хозяйствовать в таких условиях, в которых никто никогда не мог выстроить цивилизацию. Где ещё в мире есть миллионные города, построенные на таких широтах?.. Мы защитили страну от нескольких нашествий: в древности выстояли против совокупной мощи всей Азии (монголы), в новое время — против совокупной мощи всей Европы (Гитлер). Мы создали передовую науку и глубочайшую культуру — нам ли не сказать сейчас того слова, которого ждёт мир?

Может быть, кто-то скажет, что сегодня, после долгих лет смуты, Россия растеряла свои силы, русское общество окончательно атомизировалось и возрождение невозможно? Сейчас каждый сам за себя, каждый вымирает в одиночку, до России, до нашей общей матери, русским уже дела нет? Где уж тут говорить новые слова, выдвигать новые учения?

Я не раз приводила этот пример и ещё раз приведу. На меня ошеломляющее впечатление произвели результаты социологических опросов: с 1985 по 1995 год кривая традиционных ценностей в русском обществе падала, люди гнались за личным процветанием, не заботясь о том, что случится со страной (Правда, пусть эта кривая и падала, но ниже 70% она не упала ни разу!)… И вдруг начиная с 1995 года, неизвестно по какой причине, кривая традиционных ценностей вновь пошла вверх. И вот уже в 2000 году на вопрос социологов: «Какое преступление вы не можете оправдать ни при каких обстоятельствах?» — друзья мои! — 92% всех опрошенных ответили: «Ни при каких обстоятельствах нельзя простить измену Родине, измену России!» Вот вам! Слава России! Ведь по законам социологии 92% — это даже не большинство, это интегральная характеристика сознания общества в целом!

Думаю, что впереди у нас огромная работа и её можно совершить только вместе, только понимая, что мы — великая нация, что у нас есть прошлое, настоящее, и будущее. Русский народ нежизнеспособен без целей и ценностей, выходящих за рамки сиюминутной выгоды, за рамки земной жизни. Это о любой нации можно сказать, но особенно о русских. Если мы сохраним потребность служения высшим идеалам, потребность различения добра и зла, потребность оценивать нравственное содержание любого своего поступка, если государство будет думать не только о том, что нужно и правильно, но и о том, что должно и что праведно, — тогда мы всё равно выживем. Надо сотрудничать, соработничать, быть солидарными, понимать, что мы все братья, что мы должны в трудную минуту поделиться коркой хлеба с ближним. Это касается каждого — и рабочего, и бизнесмена, — ибо сегодня Господь показывает богачам, как ломается в одночасье всё это мнимое, иллюзорное богатство.

Мои австрийские друзья — убеждённые католики, националисты, но при всём том люди, от всей души сочувствующие нашему православному возрождению, — говорят: «У России есть шанс вновь соединить то, что было намеренно разделено богоборческими силами за последние несколько веков». Идея справедливого мира на земле, мира в соответствии с заповедями Божиими — это идея веры и идея жизни. Сейчас, во время кризиса, в умах всех людей, ещё не утративших способность размышлять и чувствовать, зреют сомнения в либеральных ценностях. Перед нами же, русскими, открывается поистине великое поприще: сказать своё слово миру, слово, которого от нас ждут, которое способно указать выход из того тупика, куда всех нас завели обманным путём.

Собкор

следующая