Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы

«РАДУЙСЯ, БЛАГОДАТНАЯ!»

Именно эти слова произнёс Архангел Гавриил, явившись Пречистой Деве Марии. Из Священного Писания мы знаем, что вестники Господни не раз являлись избранникам Божиим, являя им Его волю. Но впервые прозвучало слово «Радуйся!» Почему было произнесено это слово? Чему радоваться? На этот и другие вопросы отвечает иерей Евгений СТРУГОВЩИКОВ.

— Прежде всего надо отметить, что название праздника — Благовещение — совпадает с названием новозаветных книг: Евангелие, что означает «благая весть». Случайно ли это совпадение? — Нет. Евангелие рассказывает нам о пришествии Спасителя — Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Но первой об этом было возвещено Пресвятой Деве. И то была истинно благая весть, ибо со времён грехопадения Адама прервалась связь человека со своим Отцом Небесным, и вся Священная история — это история обретения этой связи вновь. Но люди не знали, когда и как это произойдёт. Хотя ещё до изгнания Адама и Евы из рая Господь даёт обетование, что наступит время, и Дева родит Сына, который поразит сатану в голову (Быт.3:15). Это обещание называют Протоевангелием. Это — первая мессианская весточка, определяющая дальнейшую историю мира. И очень символично, что эпоха христианская, начинающаяся с праздника Благовещения, совпадает с весной, когда всё оживает, пробуждается к новой жизни. И Христос появляется в закупоренном грехом мире, как зелёный молодой побег… Поэтому когда в этом коконе тления, в коем оказалось человечество, раздалось необычное «Радуйся…», стало ясно, что настал день, ожидаемый родом человеческим в течение тысячелетий, и время пришествия обетованного Мессии наступило.

 — О пришествии в мiр Спасителя сказано ещё в пророчествах Исайи: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14). Но Архангел возвестил: «Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк.1:31).

 — Тут нет разногласия. Еммануил означает «с нами Бог», то есть выражает тайну соединения Божеского и человеческого естества в одном лице, Боговоплощения. Иисус значит «Спаситель», и указует на цель прихода в мiр Христа, отдавшего Себя на страдания и крестную смерть ради спасения человечества от греха, от власти сатаны, от вечной смерти. Так что по звучанию и написанию имена разные, но едины по своему внутреннему содержанию. Как говорится, буква убивает, а Бог животворит.

 — Стало быть, ни одно событие, описанное в Ветхом Завете, не может сравниться по значимости с Благовещением.

 — Верно. Ведь все события Ветхого Завета выражают лишь ожидание, надежду, являются приуготовлением, прообразом главного события в истории человечества. А Благовещение — это открывание дверей в Царствие Небесное, восстановление утраченной связи с Богом. Теперь только от человека, от его свободного волеизъявления зависит, чем увенчается его земная жизнь.

Вот Моисей является прообразом Христа. Почему? Потому что он выводит евреев из Египта, освобождает от рабства. Но освобождает от рабства внешнего. А освобождение от рабства греху и сатане происходит только с приходом в мiр Спасителя. К сожалению, в Израиле к тому времени преобладает искажённое представление о мессианстве Того, Кого они так ждут. Это представление о Мессии как о политическом вожде и светском правителе, который освободит богоизбранный народ от римского ига.

— Оттого и распяли Христа, что Он… не оправдал их чаяний…

— Да, такая мысль встречается в толкованиях. Но, повторяю, сама идея мессианства была не такой, какой её понимаем мы и которая была изначально заложена в ветхозаветном Протоевангелии.

Благовещение — главизна нашего спасения, когда обожение человека становится не только чаемым, но и реальным. Как сказал свт.Василий Великий, Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом. А прп.Максим Исповедник, говоря о приходе Сына Божия в мiр, употребляет греческое слово «красис», что означает «смешивание», т.е. Бог смешивается с мiром. Свершилось: греховный мiр разомкнул удушающие объятия, и Сам Бог протянул человеку руку. Конечно, равного Благовещению события нет в Ветхом Завете, ибо более высокого идеала, более высокого смысла нашего спасения невозможно ни создать, ни измыслить.

 — По сказанию Св.Отцов, Пречистая знала из чтения Божественных книг о грядущем приходе обетованного Мессии. Её душа горела любовью к Нему и Деве, которая станет Его Матерью, и мечтала служить Ей хотя бы последнею рабой. Тем более поражает смирение, с каким Она принимает весть, что эта Дева — Она и есть.

 — Когда мы говорим о Богородице, мы вторгаемся в такую область, где истаивают слова. Об этом сложно и даже страшно говорить. Пресвятая Богородица — образец кротости и смирения.

 Что такое смирение для обычного человека? Часто смирение неправильно понимают как некую забитость, приниженность. Для человека воцерковлённого смирение — это готовность принять всё, что Бог пошлёт, — жизнь сладкую или горькую, радость или лихо и болезни. А для совершенного состояния смирение — это, по словам Св.Отцов, естественное пребывание в Боге. Вот перед Великим постом мы читаем отрывок из послания Иоанна Богослова: «Всякий, рождённый от Бога, не делает греха» (1Ин.3:9.). То есть человек должен родиться свыше, отринуть от себя ветхого греховного человека, иначе не войдёт в Царствие Небесное. Это духовное рождение и есть вступление человека в общение с Богом, так сказать, знание Господа на вкус. Когда это происходит, тогда все добродетели становятся естественными качествами, человек не старается их стяжать — они стелются за ним, как шлейф. Например, прп.Серафим Саровский всякого приходящего к нему человека встречал словами: «Христос Воскресе, радость моя». Что же? — неужели он думал, что вот я устал, мне не до посетителей, но я сделаю над собой усилие и произнесу «радость моя»? Конечно, нет. Преподобный именно так чувствовал, потому что был истинно смиренен, то есть жил в гармонии с Богом, со всем миром и в каждом человеке видел образ Божий. А добродетели — любовь, смирение, сострадание… — на самом деле являются просто описанием естественного пребывания человека в Боге.  

Поэтому когда мы говорим о Пресвятой Богородице, то, как сказано в молитве, «да молчит всякая плоть человеческая». Ибо Пречистая, по словам Св.Отцов, — лучший плод, взращённый человечеством, и в нашем мiре тления и смерти — место совершенной чистоты, совершенного благоухания, чистейший сосуд для принятия Бога. И слова ап.Павла: «...пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены…» (Гал. 4:4.) — связаны с Пречистой. Вот почему мы в молитвах ставим Богородицу превыше и Ангелов, и Херувимов, и Серафимов…

 — В Евангелии мы читаем молитву, которую Иисус дал ученикам, — «Отче наш…» Но Богородица после благовествования Архангела произнесла: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем…» (Лк.1:46). Можно ли считать эти славословия Господу из уст Пречистой Девы первой молитвой Нового Завета?

 — Конечно. И дальнейшие слова Богородицы «отныне ублажат Мя вси роди» говорят также о величайшем смирении Пресвятой Девы и Её покорности воли Божией, о понимании свершившегося и того, что все народы примут Её и Сына Божия, воплотившегося через Неё, ибо всё началось с Неё, с праздника Благовещения, который открывает эпоху Нового Завета. И действительно, почитание Богородицы наблюдается почти у всех народов, принявших христианство. А на Руси Божия Матерь почиталась особо. Недаром Россия названа Домом Богородицы, а многие храмы и монастыри освящаются в честь событий, связанных с Царицей Небесной, — Свято-Успенский, Рождество-Богородичный, Введенский, Благовещенский…

 — По преданию, сотворение Адама было 25 марта, и воплощение Богочеловека свершилось 25 марта по старому стилю…

 — Это не простое совпадение. Ветхий Завет, Священная история в целом рассматриваются как приуготовление новозаветного события — прихода в мiр Сына Божия. Не зря Иисуса называют «Новый Адам», который, в отличие от Адама ветхозаветного, был во всём послушен Своему Отцу Небесному, даже до крестных мук и смерти. Связь между Адамом и Христом чётко прослеживается и очень символична. Так, согласно некоторым преданиям, Христос был распят на том именно месте, где был погребён Адам. А Крест, на Котором был распят Спаситель, сделан из дерева, выросшего в раю.  

 — То есть Господь, если можно так выразиться, загодя позаботился о спасении человечества, взращивая это дерево в раю?

— Вся история мiра является процессом спасения. Прп.Максим Исповедник говорил, что если бы даже не было грехопадения, — Боговоплощение всё равно осуществилось бы. Потому что вся наша реальность, созданная Господом, существует для того, чтобы произошло Боговоплощение и появилась возможность реализовать Божий замысел обожения человеков.

 — Благовещение приходится на Великий пост. Радость и пост совместимы?

 — Да, действительно, идёт пост – вдруг взрыв радости посреди поста, а потом снова пост… На самом деле в христианстве много таких, казалось бы, несовместимых вещей. Посмотрите на даты памяти святых угодников. Это отнюдь не дни их рождения, а дни преставления. Казалось бы, горестные события. Но так представляется только неверующему человеку. Мы празднуем эти события, ибо с духовной точки зрения, перешагнув за порог смерти земной, человек рождается в жизнь вечную, возвращается к Богу.

 Кстати, о возвращении… Пост без покаяния немыслим. А что такое покаяние в библейском смысле? По-древнееврейски это звучит «тшува» — возвращение. То есть, погрязнув в грехах, человек потерял Бога, вышел из Него, и теперь должен вернуться к своему Небесному Отцу. Покаяние — это возвращение ума к Богу, восстановление связи с Господом. Таким образом, и пост, и покаяние сопряжены с радостью. Поэтому и Благовещение, выпадая на время Великого поста, не нарушает его течение, но дарует нам надежду на скорую радость Светлого Воскресения Христова.

 Адрес: 197183, СПб, Приморский пр., 70. Тел. 430-45-62.

Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая