Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «ВЕЛИКИЙ ПОСТ»

С отцом Михаилом Петропавловским, давним другом нашей газеты, мы решили поговорить о Великом посте. Но очень уж много сказано на эту тему, много написано, много произнесено проповедей — и всегда о том, что можно есть, а что нельзя. Из года в год одно и то же: мяса нельзя, молока нельзя, рыбу — только в определённые дни… Неужели Великий пост — это такая диета для православных?

— Ну как можно обойти разговор о пище? — удивляется отец Михаил. — Всё-таки она значит в нашей земной жизни очень много, и во время Великого поста воздержание в трапезе — вещь совершенно необходимая. Сейчас много новоначальных, много тех, для кого пост — это пока только пища, и слава Богу! — хоть с этого бы начать. Но люди усердствуют не по разуму, пытаются заняться сухоядением, и дело заканчивается очень плохо. Помню тех прихожан, которые весь пост жили впроголодь и Пасху встречали в больнице. Это, как правило, те, кто в Православие идёт от йоги: они понимают пост как жёсткую голодовку.

И здесь надо сказать, что меру поста в пище определяют несколько обстоятельств. В первую очередь — это сила нашей веры, осознанность её: пусть наша совесть христианская укажет, до какой степени следует себя ограничивать в еде. Второе — это наше здоровье: надо смирять плоть, а не разрушать её. Третье — это работа, наши служебные обязанности: нужно беречь силы для работы. И четвёртое — это настроения в нашей семье: нельзя, чтобы пост послужил причиной раздоров между ближними.

— И всё-таки Великий пост — это, в первую очередь, время покаяния. Но ведь раскаяние, сожаление о грехах — это такое чувство, которое не по календарю приходит в душу. Как же быть? Искусственно нагнетать в душе покаянное настроение?

— Действительно, Святая четыредесятница — это не курс лечебного голодания. Но искусственно распалять в душе покаяние не нужно и вредно. Да во время поста в этом и нужды нет: если мы достойно проведём эти дни, если попристальнее заглянем в свою душу, то невольно ужаснёмся своим грехам. Ведь Великий пост — это, в сущности, попытка познакомиться с самим собой. В прочие дни нам многое позволено (или мы считаем, что нам многое позволено), мы не видим самих себя со стороны, а если даже и видим, то не чувствуем большого безпокойства, — грехи наши кажутся нам вполне простительными и мы благодушно с ними соглашаемся. Во время поста не так! Во время поста мы пытаемся воздерживаться от многого — и тут-то нам становится ясно, сколь малы наши духовные возможности, сколь велико наше рабство греховному навыку. Мы начинаем сожалеть о своём безсилии, досадовать на него, а это — первый шаг к покаянию. Следующий шаг — молитва: «Господи, яви мне мои грехи, мои пороки, покажи все дурные свойства моей души!» И вся Церковь в эти дни поддержит нас в такой молитве, прося Бога, чтобы он открыл нам двери покаяния. Так что никакой искусственности, нарочитости не требуется: пост всё управит естественным образом.

— Что касается мирских удовольствий — кино, театр, музыка, ТВ и др. До какой степени их нужно сокращать? И нужно ли на время поста увеличивать своё молитвенное правило?

Фото Ю.Костыгова— Хорошо, что вы объединили в одном вопросе и отказ от мирских удовольствий, и обращение к молитве. Святой Великий пост — это самое благоприятное время для того, чтобы перераспределить свои обычные дела — расположить их так, чтобы исключить всевозможные развлечения и на их место поставить нечто иное. Увеличить молитвенное правило? Конечно, это надо сделать в первую очередь. Надо чаще ходить в храм, тем более что великопостные службы — особые службы: они помогают постящимся понять себя, раскаяться в грехах, очистить душу… Но важно вот что понять: и увеличение правила, и частые походы в храм дадутся нам очень нелегко, если в наших душах нет любви к молитве. Необходимо как-то воспитать в себе эту любовь, иначе нам будет очень сложно обходиться без мирских удовольствий.

И вот что ещё важно помнить: мы остаёмся христианами не только на молитве. Отказ от развлечений, от телевизора, от кино даст нам массу свободного времени, и будет очень разу-мно посвятить это время детям, родителям, друзьям. Надо обратиться к людям! Если на первом месте для христианина стоит Господь, то на втором-то всегда будут люди — и близкие, и дальние, все, кому трудно без нашего участия. Далее необходимо больше бывать на воздухе — это без сомнения! Можно даже спортом заняться. Прежде нам некогда было сходить к врачу? — значит, во время поста нужно как следует подлечиться… Словом, пост — это дело творческое, оно зависит от наших личных качеств, от нашего сознания, от наших талантов. Не всякое мирское занятие непременно нужно исключать, — нельзя лишь проводить время впустую, без пользы душе.

Часто спрашивают, можно ли в пост ходить на дни рождения и тому подобные семейные праздники… Здесь нужно сказать вот что. Если нас действительно хотят видеть и обидятся, если мы не придём, то необходимо прийти, с радостным, светлым лицом, не омрачая праздника, поздравить именинника, вручить подарок, а потом сослаться на какую-нибудь причину и, не засиживаясь долго, оставить праздник. А то бывают случаи, что нас приглашают просто из вежливости, и если мы откажемся, то люди не обидятся. Каждый отдельный случай надо изучить. Если мы знаем, что собирается неблагочестивая компания и ничего доброго мы там не наберёмся, то, конечно, лучше деликатно отказаться. А если собираются люди хорошие, добрые, то, может быть, этот праздник даст нам что-то благое для спасения души.

Если человек живёт в такой семье, где, кроме него, никто не постится, то нам очень важно набраться мудрости и великодушия: нужно научиться молиться и при работающем телевизоре, нужно не осуждать людей, желающих ходить в театр и на вечеринки. Нужно оставаться христианином и достойно, терпеливо, с любовью относиться к родным: ближе них у нас никого нет, нам с ними жить.

— Некоторые люди дают себе особые «задания» на пост: избавиться от такого-то греховного навыка, от дурной привычки. Как вы думаете, полезно ли это?

— Такое может делать только духовно опытный человек, да и ему следует согласовать своё «задание» с духовником. Самочиние тут опасно… Но вообще-то дело не лишено смысла. Только я бы уточнил: задание нужно давать не «отрицательное», а «положительное», — то есть не «избавиться от какого-то греховного навыка», а «прибрести те качества, которые вытеснят этот навык». Не «перестать раздражаться», допустим, а «воспитать в себе терпение»; не «избавиться от гордыни», а «научиться смирению в таких-то и таких-то определённых случаях». Если мы неправильно обозначим задание, то у нас — можно сразу сказать — ничего не получится! Тут-то и нужен совет такого священника, который хоть немного знает нас. Но есть одно задание, которое одобрит любой духовник: прочитать за пост Евангелие — всех четырёх евангелистов!

— Во время поста (по моим наблюдениям и по свидетельствам окружающих) нас часто одолевает уныние. Как с этим бороться?

— Если мы ловим себя на том, что в дни поста развивается уныние, то это уже хорошо!.. Потому что большая часть унывающих не отдают себе в том отчёта: воображают, что это не они такие унылые, а всё вокруг них плохо, всё не так, — и своими придирками, ворчанием, жалобами портят настроение окружающим. Поэтому малорелигиозные люди, глядя на нас, недоумевают: до поста был человек нормальный, вменяемый, с хорошим настроением, а во время поста — унылый, тёмный, с потухшим взором… Где же тут польза от пощения? Но уныние может быть обусловлено несколькими причинами. Во-первых, мы чувствуем, что пост проходит, а ощутимого покаяния в душе не наблюдается, — мы начинаем уставать от безплодности усилий. Во-вторых, к унынию приводит простая физическая усталость; и, в-третьих, частые искушения… Уныние происходит от необычного образа жизни: мы привыкли к весёлому, безответственному времяпрепровождению, а здесь приходится отвечать за каждый день, ежеминутно быть собранным. Легко сказать, а вы попробуйте: каждое утро мы собираем волю в кулак, сосредотачиваем ум, принуждаем себя к молитве, к употреблению определённой пищи, к отказу от многих дел… Всё это правильно, но нельзя перегибать палку: наши силы должны быть верно рассчитаны, тогда и уныния будет меньше.

— Вот вы сказали: постные искушения… Действительно, никакой пост не обходится без серьёзных встрясок — и от ближних, и от дальних… То здоровье вдруг подведёт, то какие-то общественные потрясения грянут… Зачастую удар настигает такой, что забудешь о всякой духовности и только грехи умножаешь. Как тут быть?

— Постные искушения не удастся миновать никому и никогда! Враг рода человеческого в это время пытается доказать нам нашу немощность, нашу слабость, ничтожность нашей веры. И слишком часто у него это получается: мы действительно обнаруживаем удивительную духовную немощь. Но всё-таки именно преодоление этих препятствий, этих необычных испытаний и закаляет наш дух, наш характер, разум и сердце. Без гантелей, без штанги мускулы не накачаешь; не преодолевая искушений, христианин не вырастет. И не надо разочаровываться, даже если каждый год одно и то же: ситуации повторяются, и мы по-прежнему вязнем в искушениях и безсильны их преодолеть… Словно на одном месте топчемся… Но нет! Мы растём, растём! Сложность наших задач духовных повышается. Но как в первом классе школьнику учиться тяжело, так и в десятом классе, — хотя сложность задач первого и десятого класса сравнить нельзя. Вот точно так же и для христианина — просто мы не знаем, в какой класс нас уже перевели. Да и не надо этого знать!

— В конце концов, Великий пост — это только подготовка к Пасхе… Или я не прав?..

— Почему «только»? Подготовка к Пасхе, к Воскресению Христову — это немало! По моему мнению, мы всю жизнь должны готовиться встретить Воскресение и быть его соучастниками — или, по крайней мере, созерцателями. Каждодневная подготовка к Пасхе — это очень важное условие нашей духовной жизни. Более того: если мы сделаем серьёзные ошибки во время поста — по своей гордыне, по своему неумению, из-за ревности не по разуму, — если не прочувствуем, не проживём Пасху, то можно считать, что в духовном смысле год потерян. Это время уже не вернётся, и новый пасхальный прилив сил нам не будет дан.

Многие жалуются: мы постились, мы ограничивали себя, мы очищались душой, а пришёл праздник — и с его весельем, с его шумными, богатыми застольями мы лишаемся чего-то, полученного за время поста. Нет, это не так. Действительно, в праздничные дни душа несколько расслабляется, но потом опыт, полученный в Святую четыредесятницу, — он даст о себе знать, он поддержит нас в трудную минуту. Когда будет нужно, мы вспомним всё, чему школа поста нас научила, и мы поймём, что каждый пост — это ступенька в восхождении на тот Фавор, — Фавор чистоты и света, — к которому мы все и призваны.

Вопросы задавал Алексей МАКСИМОВ

следующая