Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Воинство церковное

УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И… МОЛИТЬСЯ

— …А проваливаться на экзаменах приходилось?

Отец Глеб молчит секунду, потом чуть заметно усмехается:

— Ну а как же… какой студент никогда не проваливался?...

— И по каким же предметам?

— Древние языки мне тяжело давались: греческий, латынь… Видно, это не моё.

Отец Глеб Грозовский, клирик Царскосельского Софийского собора, — батюшка молодой; собственно, поэтому мы и попросили рассказать о студенческой жизни в Санкт-Петербургской Духовной семинарии именно его: для него эта жизнь ещё не канула в пучину давно минувшего, она ещё тут, рядом, ещё оказывает живое влияние на сегодняшний день.

— Семинария для меня была вторым высшим образованием: до того я закончил Академию имени Лесгафта… Нет, конечно, люди в семинарию поступают и после школы, и это не мешает многим из них успешно учиться и быть хорошими пастырями, но думаю, что духовное образование лучше получать, хоть чуть-чуть узнав жизнь. Армия? Очень хорошо! Учёба в светском вузе? Прекрасно! Прежде чем стать пастырем и вести людей по пути духовного совершенствования, лучше сперва приобрести житейский и духовный опыт, познать себя, свои возможности, свои силы. И потом, чем человек взрослее, тем меньше его привлекают всевозможные глупости… Ты уже и на жизнь смотришь по-другому, и нету у тебя этой вредной школьной установки — учиться ради оценки. Учишься ради знаний.

— Но вам, конечно, ваш отец помогал поступить? Готовил к экзаменам?

(Отец батюшки — известный в епархии священник, недавно преставившийся
о. Виктор Грозовский.)

— Он молился за меня! Советовал, подсказывал. А экзамены были для меня не в диковинку. Соответствующая литература в доме имелась… Плюс огромное желание поступить, — а желание такое было. И Господь помог!

— Были у вас в семинарии любимые преподаватели?

— Все любимые… Вот, например, отец Георгий Митрофанов — всегда было полезно его послушать; он преподавал историю Русской Церкви… Отец Георгий Тельпис — Новый Завет — строгий, но мудрый преподаватель. О нём ходила такая история: идёт отец Георгий по коридору в СПбДА, — а там коридоры широкие, метров по пять… Навстречу — студент; увидел профессора и старается его обойти потихоньку, жмётся к стенке. «Что это вы прячетесь от меня, юноша? — говорит отец Георгий. — Я ведь тоже человек!» Да, кого ещё вспомнить?.. Библейская история, конечно, — Игорь Цезаревич Миронович, — это тоже сильный, глубоко духовный человек и грамотный преподаватель. Отец Кирилл Копейкин — преподавал апологетику. На его предмете нельзя было отвлекаться, иначе мысль не усвоить.  Помню, сдавал ему экзамен, взял с собой на всякий случай шпаргалку, которую он, заметив, изъял, но когда я отвечал на билет и его дополнительные вопросы, то был весьма удивлён тому, что он не стал снижать мне балл за мою нечестность. Отлично преподавал церковное пение Ружанский, прекрасный преподаватель и воспитатель… Ну, о каждом можно вспомнить и многое рассказать.

— Новый ректор СПбДА, владыка Амвросий, говорил мне, что семинария должна не столько давать знания, сколько учить духовной жизни. Если честно, я не вполне понял эти слова. Как можно на лекции научить духовности? «Садитесь, мол, дорогие друзья, на этой паре я вас научу, как достичь святости!»

— Нет, конечно, одними словами тут не ограничишься. Хотя опытный преподаватель и лекцию сумеет обратить на пользу духовного возрастания. Если за словами преподавателя учащиеся будут чувствовать его любящее сердце, благоговение, уважение, то это и поможет студентам быть духовными людьми. С другой стороны, и фальшь сразу чувствуется, и пустой, формальный подход к материалу. Я от всей души желаю владыке Амвросию успехов в его служении; думаю, что ему удастся подготавливать пастырей — хоть и молодых, но духовных и внутренне устойчивых ко всем жизненным ситуациям.

— Скажите, кому в семинарии учиться легче: детям священников или тем, кто пришёл туда, не имея семейной традиции?

— Тем, кто пришёл туда по призванию! Дело во внутренней готовности, в желании учиться. Я бы не посоветовал поступать тем, кто мечтает о власти, преследует какие-то корыстные цели. Туда должен идти человек, который верует и хочет, получив знания, поделиться с другими. Получить для того, чтобы отдавать! Таким людям, разумеется, учиться легче. А кому тяжелее? Я думаю, тем, кто пришёл в семинарию в розовых очках, кто воображал, что тут его будут окружать ангелы небесные. Приступая служить Богу, человек добровольно становится на путь борьбы. Наивные представления постепенно рассеиваются, и некоторые, разочаровываясь, уходят, некоторых отчисляют за неуспеваемость или плохое поведение. Без искренности, без умения терпеть, прощать и не осуждать священнослужителем быть невозможно! В семье каждого любишь, за каждого молишься даже в минуты обид и огорчений. Семинаристам предлагается первый урок  духовной жизни: сумей принять учебное заведение, всех учащих и учащихся как единую семью.

— Когда вы начали служить как священник, не возникло ли у вас ощущения, что чему-то необходимому вас не научили?

— Прежде в семинарии преподавали такой предмет, как логика, а в мои годы его почему-то отменили. Иногда я жалею об этом. Нет, я на свою способность к логическому мышлению не жалуюсь, но если бы меня научили подходить к этому делу научно, мне бы это наверняка пригодилось.

— Расскажите о своём  светском образовании. Вы ведь дипломированный спортсмен, бывший футболист. И даже до сих пор играете… А как это сочетается с духовным саном? Мне-то приходилось слышать от некоторых ревнителей, будто футбол — игра сатанинская…

— Любую игру можно извратить. Всё зависит от цели. Если спорт принимает уродливые формы, такие как применение допинга или фанатизм болельщиков — всепоглощающую страсть, разрушающую человеческую душу, — это вредит телу и душе. Напротив, если цель — поддержание физического здоровья или мост к сердцу человека, далёкого от православия, если это приносит пользу телу и душе, то это можно взять на вооружение. На занятиях физической культурой и спортом у ребёнка развивается умение взаимодействовать в команде, воспитывается братское отношение к товарищам, выносливость, закаляется характер… Не лишним будет напомнить некоторым ревнителям точку зрения РПЦ, выраженную в Основах социальной концепции: «…нельзя не признать, что для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом». Надо смотреть на плоды и не судить, не будучи судиёй.

— А правда, что существует футбольная команда питерских священников и вы в ней — капитан?

— Да, правда, футбольные команды при многих наших приходах существуют, и турниры проводятся… По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира мы даже ездили в Москву на турнир св. Дмитрия Донского. Правда, там регламент позволял выходить на поле только учащимся духовных школ. В тот раз команда МДА нас обыграла… А вы знаете, что в Петербурге был проведён первый турнир между конфессиями и национальностями? «Кубок Дружбы» называется. Наша команда впервые участвовала в нём в минувшем мае — чтобы не говорили, будто православные отгораживаются от мира каменной стеной. То обвиняют Церковь в пассивности, то в активности. Если относиться к играм с педагогической точки зрения, то любая может иметь миссионерский характер. Смешно, конечно, слишком большие надежды на это возлагать, но и отказываться от такой возможности — надо ли? Это тоже ниточка к человеческому сердцу; одна из тысяч, но и она в своё время может затронуть чью-то душу, а Господь Сам подскажет, когда и чью.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая