Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Со-бытие

ПРАВОСЛАВНАЯ ОСЕНЬ — 2008

С 14 по 18 октября в ЦВЗ «Манеж» в СПб прошла XIV Всероссийская выставка «Православная Русь». «Символично, что мы открыли её в великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы — день, который уже несколько веков является одним из самых любимых праздников в России, — сказал митрополит Владимир. — По своему смыслу и настроению он является, безусловно, общехристианским и имеет большое культурно-воспитательное значение для всех, кто прикасается к православной духовности и русской культуре». Вспомним ещё раз те золотые осенние денёчки, вспомним лица и беседы с интересными людьми, с которыми нас познакомила выставка, поговорим о том, что запало в душу и согрело её.

СЕКРЕТ АНДРЕЯ РУБЛЁВА

Мастер московской иконной мастерской С.Н.Ефимов раскрывает секреты изготовления икон: «Мы решили возродить древнюю икону, причём на настоящей иконной доске. Дерево на это дело подходит не всякое, и мы остановили выбор на сосне, ибо весь Псков, да что там — весь средний Север на сосне писан. Одна незадача — нынешние иконописцы не умеют писать так, как это делали в стародавние времена. Замечали, что на современных иконах глаза святых не смотрят, они просто нарисованы? А вот икона Спасителя VI в. из Синайского монастыря: глаза Христа — живые, они укоряют, и подбадривают, и видят нас насквозь. Чтобы так писать, надо жить, молиться и поститься, как древние мастера.

 Вот и созрела мысль перенести древнее изображение на доски. Разработали специальное печатное оборудование. Причём мы переносим образ не на бумагу, а на левкас (старинный рецепт разыскали в московском Екатерининском монастыре), отчего иконы будто светятся изнутри, и краски при выгибании доски не трескаются. Для пущего эффекта в краски добавляем некий прозрачный пигмент, секрет которого был утерян и вновь открыт в XVIII веке. Его знали Андрей Рублёв и древние византийские иконописцы.

Печать делаем с древних икон, которые многие люди не видели, даже не знают об их существовании. Находим их в запасниках музеев, в древних храмах и монастырях, и не только в России. В Тихвинский монастырь СПб епархии мы сделали на заказ сто икон.

 И чудеса случаются. Бывает, постоит женщина, посмотрит и уходит. Но вскоре возвращается. Спрашиваю: «Икону св.Натальи хотите приобрести?» Удивляется: «Как узнали?» — «Эта икона притягивает к себе всех Наталий. Ни одна пройти мимо не может».

ПО ЭТИМ УЛИЦАМ ХОДИЛА СВ.ФЕВРОНИЯ

В конференц-зале работала выставка живописи и графики «По святым местам», посвящённая Году Семьи и свв.блгв.князьям Петру и Февронии — покровителям брака на Руси. Вот полотно Г.Домрачёва «Свидетели» — пышное венчание в монастыре. А свидетели-то кто? А вот они — свв.Пётр и Феврония смотрят и благословляют молодых со старинной фрески на стене монастыря. Другая картина, от которой невозможно глаз отвесть, — «Улица в Муроме. Смоленская церковь» кисти О.Ческировой. Возможно, и впрямь по этой улочке когда-то св.Феврония хаживала, белой лебёдушкой проплывала. Завораживает картина В.Пожидаева «На Оке. Муром». На переднем плане — огромная лодка. Не на такой ли лодке отплывала в изгнание и св.княжеская чета — Пётр и Феврония, — когда бояре изгнали их из Мурома, не желая признавать княгиню мужицкого рода?

Чего в этих картинах больше — сказки или были, седой старины или примет дня нынешнего? Не знаю. Но только когда долго стоишь перед картиной о.Ивливой «Лето в Муроме», мнится, что вот-вот из ворот выйдет девица-краса — св.Феврония Муромская.

ФЕДОСКИН ПРОМЫСЕЛ

Хозяйка соседнего стенда показала две большие, много больше моей ладони, раковины-жемчужницы, на выпуклой стороне которых намалёваны были осенние пейзажи. Но если перевернуть раковину, на тыльной стороне видно, как зарождаются жемчужины — россыпью, а то и виноградной гроздью, по пять штук и более.

 — Однако я не слышала раньше, что роспись по перламутру — русский промысел. Да и раковины-жемчужницы у нас не водятся…

 — Неужели не слышали о знаменитых федоскинских шкатулках? Их крышечки инкрустировали именно перламутром. Ещё в стародавние времена стали завозить купцы перламутр на Русь, завезли и в подмосковное село Федоскино в 1798 году. А русские умельцы возьми да и удумай украшать деревянные шкатулки перламутром — целые картины из него составляли. А там и расписывать кусочки раковин под броши, серьги и нагрудные украшения стали. Использовали специальные прозрачные масляные краски (дабы переливчатого свечения перламутра не заглушить), которые наносили в несколько слоёв, а каждый слой ещё покрывали лаком.    

РУБЛИКИ В РЯД, КОПЕЕЧКИ В РЯД, СОЛДАТ ОЛОВЯННЫЙ — НЕ ДЛЯ РЕБЯТ

Ать-два!.. — «идут в атаку» оловянные солдатики. Каждый солдатик стоит 300 рублей, а всего их в наборе 12. Вопрос: каждый ли мальчишка может заполучить сей вожделенный подарок за 3600 рублей?.. А вот у нас с братьями в детстве такие солдатики были, хотя и жили мы небогато, и в семье было шестеро детей… Ну почему в наше время пытаются нажиться на детях? Почему для большинства ребятишек недоступны качественная еда, хорошая одежда, красивые игрушки?.. Но, слава Богу, есть ещё радетели о детях. За символическую цену продавались конструкторы, позволяющие юным зодчим строить чудные храмы и целые монастыри

К мёду нынче тоже не подступиться — цена кусается похлеще пчёл. Или пчёлы стали затрачивать больше усилий на сбор нектара, или луговые, лесные и горные цветы отказываются цвести задарма?.. Зато Северная Осетия угощала посетителей выставки вкусными пирогами — с сыром и свекольной ботвой. Низкий поклон!

 И всё же всё меньше на выставке «Православная Русь» остаётся для души, всё больше — для тугого кармана. А в остальном, родной наш посетитель, всё хорошо, всё хорошо…

 Побывала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая