Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Добрая память

«ЧТИ ПРОШЛОЕ, ТВОРИ НАСТОЯЩЕЕ…»

Заяцкий остров Соловецкого архипелагаЭти слова, как и множество добрых дел, оставил нам в наследство академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, девять лет со дня кончины которого исполнилось 30 сентября. О замечательном учёном, его любви к России, трудам на благо Русской Православной Церкви рассказывает настоятель храма Всех Святых, в земле Российской просиявших г.Новосибирска протоиерей Борис ПИВОВАРОВ.

 «Злое дело забывается быстрее, чем доброе… Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живёт даже тогда, когда завершено само доброе дело… Добро выше практической нужды!» — писал в своих «Раздумьях» Дмитрий Сергеевич и сам был примером для подражания в свершении добрых дел во славу Божию.

С какой любовью Дмитрий Сергеевич писал о православных русских храмах, как заботился о наших святынях, защищая их от окончательного разорения! В «Заметках о русском», в разделе «Ещё о доброте», он замечал, что ему кажутся неправильными банальные характеристики новгородских и псковских церквей как преисполненных только силы и мощи. Он призывал нас всмотреться и увидеть, что «руки строителей словно вылепили их, а не «вытягивали» кирпичом и не вытёсывали их стены. Поставили их на пригорках — где виднее, позволили им заглянуть в глубину рек и озёр, приветливо встречать «плавающих и путешествующих». Заметили, что слова «плавающих и путешествующих» Лихачёв заимствовал из текста православной Литургии, глубина и красота слов которой всегда приводили его в благоговейный трепет?

Не противоположны простым и весёлым храмам Новгорода и Пскова, по мнению Дмитрия Сергеевича, и московские церкви. «Пёстрые и асимметричные, как цветущие кусты, золотоглавые и приветливые, они поставлены точно шутя, с улыбкой, а иногда и с кротким озорством бабушки, дарящей своим внукам радостную игрушку. Недаром в древних памятниках, хваля церкви, говорили: «Храмы веселуются». И это замечательно: все русские церкви — это весёлые подарки людям, любимой улочке, любимому селу, любимой речке или озеру. И как всякие подарки, сделанные с любовью, они неожиданны: неожиданно возникают среди лесов и полей, на изгибе реки или дороги».

Поразительны воспоминания учёного о его первом знакомстве с древнейшим Соловецким монастырём, с 1920-х годов ставшим лагерем особого назначения. Проходя Святые (Никольские) ворота, он снял свою студенческую фуражку, с которой не расставался, перекрестился. «До этого, — писал Дмитрий Сергеевич, — я никогда не видел настоящего русского монастыря. Я воспринял Соловки, кремль, не как новую тюрьму, а как святое место». Но Дмитрий Сергеевич не только писал статьи, очерки, заметки о православных русских храмах и монастырях, но и неоднократно спасал их от разорения. Скорбя о поруганных святынях земли Русской, он ходатайствовал о возвращении этих святынь Русской Православной Церкви. Например, его подпись стоит одной из первых под «Ходатайством выдающихся деятелей российской науки и культуры о возвращении Оптиной пустыни Русской Православной Церкви». Это письмо, которое подписали также писатель Валентин Распутин, композитор Георгий Свиридов, народный артист СССР Иван Козловский и многие другие, было направлено М.С.Горбачёву в 1987 году (Горбачёв был тогда Генеральным секретарём ЦК КПСС). Сильное и проникновенное обращение возымело действие, и вскоре Оптина пустынь была возвращена православным верующим.

За ходатайства перед высокими инстанциями о православных храмах, о других архитектурных памятниках России Дмитрию Сергеевичу, как известно, «доставалось». Ему довелось пережить немало неприятностей и нападок, защищая от сноса Путевой дворец на Средней Рогатке, церковь на Сенной, церковь в Мурине, от вырубок  — парки Царского Села, от «реконструкций» — Невский проспект, от нечистот — Финский залив… «Твори добро, не видя в том заслуги» — под таким девизом прошла вся жизнь академика Лихачёва.

А истоки такого миропонимания были заложены в нём с пелёнок. Как он сам признавался, его ещё в детстве заинтересовало такое явление, как свобода человека, о которой мы сейчас много слышим и говорим. И он понял тогда, что большая свобода дарована человеку для большей ответственности. Ответственности за близких, за Отечество. А «если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему ты служил, чему отдавал силы… Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. А люди, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго… Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливее других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе — это «неразменный рубль».

Преподобный Ефрем Сирин говорил, что блажен, счастлив город, счастлива страна, счастливо поколение, в котором есть праведник, ибо один праведник может спасти всех окружающих людей. Дмитрий Сергеевич Лихачёв был таким человеком, он был служителем добра и правды, хранителем совести, служителем слова. Его воспитали великая страна и великий народ.

Записала Ирина НИКОЛАЕВА (с сокр.)

предыдущая    следующая