Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
При Петре I жил знаменитый русский немец Миних, который высказал интересную мысль: «Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует…» В этих словах есть толика иронии, но и предостережение против самонадеянности. Потому что исправлять и направлять своими руками то, что управляется Богом, опасно.
Что бы ни говорили, но мы — христианская страна, у нас есть христианские ценности, и потому как-то неудобно жить в государстве, обустройство, институты и само общество которого находится в разительном противоречии с этими ценностями. Конечно, недавнее наше коммунистическое устройство не было совершенно с точки зрения христианских ценностей. Но то, что произошло с государством, с цивилизацией после развала страны, иначе как цивилизационной катастрофой не назовёшь. Мы не должны недооценивать эту катастрофу в нравственном, экономическом и чисто физическом аспектах.
В современной литературе появились термины: «гламурная революция», «гламуризация» сознания. В результате этой катастрофы у нас возникла и выросла абсолютно чудовищная, чтобы не сказать сатанинская, «элита». И если мы точно определим социально-экономическую и юридическую сущность так называемых реформ, проводимых в нашей стране, мы придём к тому, что держатся они на легализации воровства. Да, воровство было и до того, но с его легализацией мы получили «элиту», которая пытается навязать всем свои «ценности» через их «гламуризацию» и СМИ.
Писатель-художник Максим Кантор в книге «Уроки рисования» высказал мудрую мысль, что христианские ценности в полной мере заключены не в политике или экономике, а в христианской культуре. Христианская культура воплощает в себе истинные ценности, в первую очередь — сострадание. А то, что происходит с культурой ныне и что принято называть «постмодернизмом», есть отказ от христианского сострадания и выворачивание истинных ценностей наизнанку. Это даже не массовая культура, — это хуже. Она проникает в «культуру» элиты и окончательно разрушает то, что было создано христианством. В этом проникновении — приговор!
Для русской цивилизации государство — не либеральный «ночной сторож», но оплот христианских ценностей. На протяжении истории у России был удачный опыт в науках, искусстве, культуре, воинской доблести. Нынешние государственные институты оставляют желать лучшего. Если уж мы говорим, что должны быть Третьим Римом, то необходимо поднять на должную высоту наши государственные институты власти.
Я не буду говорить о воровской экономике, об экономике постворовской эпохи, которая сейчас в России всё ещё продолжается, хотя постепенно и тяжело кое-что выправляется. Современная экономика обладает двумя смертельно опасными качествами. Во-первых, она построена на ростовщическом и ссудном проценте, во-вторых — на безудержном наращивании потребления. Но стяжательство — смертный грех, а может ли христианское общество строить экономику на смертном грехе? Да, какие-то элементы ссуды допустимы, но когда вся экономическая жизнь, весь смысл существования основан на смертном грехе — это не экономика, а содом. А безудержное потребление уничтожает и мораль, и природу, и среду нашего обитания. Хищническая экономика всегда конечна, и конец её уже виден. Нам брошен серьёзный вызов.
Нам надо найти для своего Отечества экономическую модель, не построенную на смертном грехе, не основанную на завышении ссудного процента, на стяжательстве. При этом она должна быть эффективной. Вспомните наше недавнее прошлое — мы проиграли потому, что наша экономическая модель была слабее модели наших противников и конкурентов. Но и либеральная, западная экономика изобилует недостатками, потому что она сама себя съедает. И вот такую экономику нам навязывают…
И всё же в нашей стране, несмотря на всё ещё продолжающийся кошмар, несмотря на произошедшую с нами катастрофу, случилось чудо. На рубеже двух тысячелетий у нас вдруг произошёл переворот в общественном сознании. Причём переворот произошёл как в государственной, так и в нравственной жизни. Для сравнения напомню слова В.О.Ключевского о Смуте 1611 года — тогда был такой же переломный момент в нашей истории. Ключевский говорил, что когда кончилась политика и изнемогли политические силы, вдруг начали пробуждаться силы религиозные и национальные, которые пришли на выручку гибнущей Русской земле. Каким-то чудом государство, которого уже не было, которое распалось, — возродилось. Теперь обратите внимание, что внешнее отношение к России становится всё более злобным, а ведь в 1998-1999 годах нас просто презирали и сильно не хаяли. Да и зачем толкать тех, которые сами в пропасть валятся?! И вдруг в России возник колоссальный спрос на возрождение, восстановление, созидание.
Возьмём, к примеру, фильм «Остров». Нет сейчас такой страны в мире, где мог бы быть снят такой фильм, да ещё чтобы он был столь восторженно принят, причём принят всеми слоями общества. И здесь не конъюнктура какая-то — такие вещи из конъюнктурных соображений не делают. Значит, в обществе есть воля, есть спрос на восстановление, есть правда, пусть пока рассеянная, не собранная воедино. Мы помним свои ценности, мы знаем, какой институт является лучшим и единственным исполнителем обретаемой нами воли,— это Русская Православная Церковь. Православная Церковь, не собираясь никому ничего диктовать, имеет моральный авторитет и возможность определить подлинные принципы становления государства и предъявить их обществу.
Безусловно, мораль и нравственность не должны насаждаться насилием, ведь там, где мораль насаждается насилием, кончается мораль. За одним исключением… Мы должны предъявить нашей государственной элите и нашим чиновником, несущим службу, те требования, которые считаем нужными. Нам надо обязать нашу государственную элиту и чиновников выполнять ясный и понятный набор правил и требований. Людям, принадлежащим к чиновничеству, следует принять на себя добровольно строгие обязанности. Если это их не устраивает, они могут уйти со своих постов, никто их не принуждает, это не пожизненная каторга.
В первую очередь, государственная служба не может быть источником обогащения. Но каждый чиновник и его семья должны быть уверены в том, что не будут нуждаться — они должны быть обезпечены качественным жильём, медобслуживанием, иметь гарантии получения детьми образования… но не более того. Чиновник должен получать удовлетворение от добросовестного исполнения своего долга, для прочего существует множество других занятий. Что же касается государственной элиты, она должна быть носителем высокого образца поведения, нравственным примером отношения к ценностям социальным и семейным. Если такая форма поведения государственной элиты будет транслироваться в общество — это скоро станет нормой, даже навязывать не придётся.
Мне бы очень хотелось, чтобы вся наша элита была православной. Конечно, в нынешних условиях это нереально, но рано или поздно так и будет. И ещё, самое главное: государственный человек, вне зависимости от того, к какому роду деятельности принадлежит его служение, должен сознавать, что его деятельность должна быть именно службой, служением.
Россия — страна, стоящая перед колоссальным количеством средних, мелких и крупных вызовов. Нам предстоит много воевать. И элита — это воины, которые должны быть готовы пожертвовать своей жизнью. Жертвовать жизнью за Отечество — это их главная привилегия. Вообще политика имеет ценность, когда за неё можно пожертвовать своей жизнью. А другая политика нам ни к чему.
Михаил ЛЕОНТЬЕВ, телеведущий (с сокр.)