Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

11 июля — память прпп.Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев

ТЁПЛЫЕ ПРЕДСТАТЕЛИ КО СПАСУ

Давно это было. Два схимника со Святой Горы Афон — Сергий и Герман — много веков назад пристали к берегу угрюмого скалистого острова, поросшего косматыми соснами и елями. Это был величественный, вдохновенный Валаам — тихое пристанище, окружённое свинцово-слюдяными водами холодного Ладожского озера, но не возмущаемое волнами моря житейского. Впрочем, как объяснила нашей группе паломников путеводительница по острову Дарья Александровна Червочкина, доподлинно не известно, кем были преподобные. Есть мнение, что прп.Сергий был учеником ап.Андрея Первозванного, посетившего этот остров, а прп.Герман — учеником Сергия. По мнению других, преподобные — современники князя Владимира Великого. Но вероятнее всего, свв.Сергий и Герман подвизались в половине XIV столетия. Именно в этом веке шведы под предводительством неистового короля Магнуса, утвердясь в юго-западной Карелии, огнём и мечом принуждали православных карелов к католичеству. И в это смутное время старцы Сергий и Герман поселились в краю карелов для поддержки Православия своей молитвой и праведной жизнью и основали обитель на Валааме.

Название острова имеет несколько объяснений: одни связывают его с именем библейского прорицателя Валаама; финны переводят слово «Валаам» как «Высокая земля»; есть также предположение, что название это происходит от языческого божества Велеса, ибо известно, что в стародавние времена архипелаг был местом языческого культа. Это название подтверждает и предание, как ап.Андрей Первозванный, придя в эти суровые земли, разрушил языческие капища, благословил остров каменным крестом и предсказал Валааму великое будущее. Кстати, древнерусское имя Валаама — Серничан, что означает «Монашеский».

 В 1163 году мощи преподобных были обретены и перенесены в Новгород. Впрочем, есть версия, что это было уже четвёртое перенесение мощей. Но мы верим новгородским летописям, согласно которым всё так и происходило. Дальше новгородский летописец сообщает, что по окончании вражеского нашествия, 11 сентября 1180 года, мощи святых вернулись в родную обитель. Здесь насельники монастыря, дабы уберечь святые мощи от поругания в дальнейшем, вырубили в скале глубокую могилу, и там, под спудом, останки чудотворцев пребывают по сию пору.

В 1719 году над мощами преподобных Сергия и Германа был построен и освящён деревянный Преображенский храм с приделами во имя свв.апп.Андрея Первозванного и Иоанна Богослова. Ныне Спасо-Преображенский собор — это величественный храм в два этажа. Нижний этаж покоится на остатках часовенки, построенной ещё руками святых основателей монастыря — прпп.Сергия и Германа.

 Неоднократные попытки разыскать подлинное житие отцов-основателей северной святыни свв.Сергия и Германа не увенчались успехом. Видимо, было оно утрачено во время частых войн новгородцев со шведами, не раз предпринимавших грабительские набеги на монастырь. Но обитель стоит и поныне, монахи возносят молитвы ко Господу за всех нас, за Россию. Сейчас на Валааме спасаются более ста монахов.

Выслушав рассказ об основателях Валаамской обители и утолив голод в братской трапезной, наша группа отправилась в скит Всех Святых. Путь был неблизкий, дорога петляла меж вековых дубов и сосен — неусыпных стражей Святого острова. Все шли молча, настроившись на молитвенный лад. Наконец среди дерев показались церковь и братский корпус. Дорога, ставшая здесь много уже, делала кольцо, ласковой змейкой оборачиваясь вокруг скита. Вдоль ограды неуёмно разрослась малина, но ни одна рука не потянулась к сладким ягодам — это монахам Господь послал, а нам в миру и так радостей хватает. Вдруг шедшие впереди остановились как вкопанные. Что случилось? Оказывается, на самую середину дороги безстрашно выбежала мышка, уселась, с любопытством уставилась на нас глазками-смородинками. Мы, не сговариваясь, обошли местную жительницу по обочине — пусть живёт непуганой. И тут мы упёрлись в наглухо закрытые ворота скита. Повалившись от усталости на скамейки и брёвна, терпеливо ждём. Вышедший к нам монах сообщил, что женщинам в этот скит вход категорически запрещён, и пригласил пройти мужчин. Те дружно отказались, думаю, не из солидарности с нами, а чтобы не нарушать строгого уединения монахов, не вносить суету. Монах, понимающе кивнув, скрылся, а вскоре появился вновь с огромным подносом с угощением. Всё-таки нас здесь ждали! Вкус варённых в чугуне картох, щедро посыпанных солью и укропом, не забуду никогда. Помолившись после трапезы под открытым небом, счастливые отправились в обратный путь…

Легко шагалось, тепло думалось о монахах — тяжко трудящихся, возносящих молитвы ко Господу, живущих в полном любовном согласии и единении с природой — землёй, дарящей им произрастающие на ней плоды, с пташками небесными, с мышками лесными, не боящимися людей, поскольку не видели от них зла… И вспомнилось недавно прочитанное сообщение, как группа женщин вторглась в монашеские владения Святой Горы Афон, в знак протеста против тысячелетнего запрета на посещение Афона женщинами. Но зачем? — Вы знаете, что есть на свете Святой Афон, что есть скиты, где денно и нощно молят монахи Господа за весь мир, в том числе и за вас, грешных, — и слава Богу, и довольно с вас.

 …Назавтра спозаранку погрузились на теплоход. Домой. И вот уже еле виден на горизонте Святой остров, чьи каменные уступы стали ступенями к Небу для многих иноков, оставивших суетный мир ради любви ко Господу. Он хранит печать великих испытаний, разорений, усечений мечом от лютых врагов и по-прежнему овеян духом многовекового сурового подвижничества, начало коему положили прпп.Сергий и Герман, валаамские чудотворцы.

Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая