Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

УЧИТЬСЯ НАДО У ПИТЕРА

С известным православным писателем В.Н.КРУПИНЫМ я встретилась на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях. Воспользовавшись столь благодатным случаем, я попросила Владимира Николаевича сказать несколько слов для наших читателей.

— Сразу хочу сказать, что опыт издания православной литературы и написания её в современных условиях гораздо богаче в Северной Пальмире, чем в Москве. Питерцы первые почувствовали необходимость склонить литературу, СМИ на сторону Церкви. И в этом огромная заслуга почившего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва). Так что не вам у нас, а нам, москвичам, надо учиться у своих северо-западных собратьев по перу. В Петербурге очень много людей, пишущих на темы Православия — Николай Рачков, Валерий Лялин, Борис Орлов, Александр Раков, Ирэна Сергеева, Татьяна Шорохова, Лев Горбовский…

 Что подкупает в «Православном Санкт-Петербурге», это разнообразие тем и их целомудренная подача. Литература и журналистика должны быть целомудренными! Ведь человек берёт газету, книгу… и начинается величайшая тайна общения душ писателя или журналиста и читателя. От нас зависит, что мы посеем в умах и душах наших читателей — плевелы или пшеницу.

Но штука вся в том, что ведь враг нашего спасения не дремлет: рядом с чистым родником незамутнённой, целомудренной литературы бурлят реки, воняют канализацией моря литературы развратной, безбожной. Поток грязи и помоев, льющийся с экранов телевизоров, научает наш народ убивать, развратничать, обжорничать, хамить, рвать от жизни всё, что можно, вырывая кусок изо ртов сирых и голодных, обливать грязью Родину… Мы, взрослые, ещё с трудом от этого обороняемся, но дети не защищены. А враг, завоевав их уши и глаза, пробирается внутрь, отравляя губительными образами и мечтаниями. А в итоге-то гибнет душа!  

Страшно за наших деточек. Я говорю об этом с тревогой не только как гражданин, но и как дедушка. Потому что, бывает, приношу внуку хорошую книжку, а он мне: «Нет, дедушка, я лучше мультик посмотрю». Так же и внучка. И я с горечью, с отчаяньем вижу, что терплю поражение… Ладно ещё, если мультфильмы неплохие смотрят, например, как тётушка Черепаха учит правилам поведения. Ещё по смыслу мне понравился один сюжет «Смешариков» — как пошли Смешарики в казино и остались, конечно же, на бобах. Хорошо, убедительно показано… В нужном русле воспитывает. Но когда с экранов льётся кровища, когда наши мальчишки пытаются подражать Пиратам Карибского моря! Это не может не безпокоить. Вот они — герои нашего времени: душегубы, стяжатели, сутенёры, девицы лёгкого поведения… А какие в подобных фильмах похотливые, злобные, искажённые лица! Искажение лиц — это, кстати, своего рода богоборчество, ибо человек показан не таким, каким был сотворён по образу и подобию Бога.

Помните притчу о том, как св.Антоний видел бесёнка, который сидел, бездельничал, ногой покачивая. Святой его спросил: «А ты чего не работаешь?» Бесёнок на это: «А что мне суетиться? Люди сами всё делают…» Да, когда мы, по выражению святых Отцов, спим, «укрывшись одеялом греховных страстей», бесы нас не трогают. Но когда мы просыпаемся и начинаем бороться за спасение своих грешных душ, вот тогда они неистовствуют. И в наше непростое время это неистовство всё усиливается.

— Есть в нашей газете рубрика «Я — русский». Сколько нападок из-за этой рубрики! Даже пришло письмо, где автор издевательски предлагал создать рубрику «Я — нерусь». Но ведь в материалах под рубрикой «Я — русский» мы не унижаем людей других национальностей, не превозносимся, — просто рассказываем о русских. При чём тут «нерусь»? Каждая нация имеет свою историю, свой язык, свою самобытную культуру. И это здорово! Но кто-то не может пережить, что о русских что-то доброе пишут… Нас пытаются превратить в безликую, безнациональную массу.

— Я вам скажу как сестричке во Христе, что даже в самой тональности задаваемого вами вопроса звучит как бы оправдание: мол, мы же никого не обижаем… Это — уже устоявшаяся у нас житейская, рабская зависимость… Но мы-то рабы Божии, а быть рабом Божиим — высшая должность на земле. Чего нам бояться? Ведь нам умирать здесь, в России, на Родине. У вас же нет купленного участка на кладбище в Израиле или в Америке, например?

— Да у меня и в России его нет…

— Вот-вот… упокоимся мы здесь, в родной русской земле. У нас нет другой Родины, нет другой истории, нет другого языка. Да и не надо. Нам надо смело отстаивать то, что нас держит на земле. Отступимся — потомки нам этого не простят. Если они ещё будут — потомки… Надо, надо писать, надо будить русское самосознание. Как говорил св.прав.Иоанн Кронштадтский: «Русский народ, ты забыл, что ты русский». Это ж такое счастье — быть русским. Людям надо напоминать эту фразу, сказанную великим русским полководцем А.Суворовым, когда наши войска Измаил брали. Вот это ощущение единения со своим народом, чувство принадлежности к великой нации очень важно. Даже Наполеон говорил, что в сражении на четверть побеждает вооружение и выучка, а на три четверти — дух. Наш русский дух жив. И то, что Россия жива, — следствие стойкости русского духа. Наши солдаты и офицеры в Чечне доказали это. А ведь они — такие же, как мы с вами, из народа вышли, не с Луны были на парашютах заброшены.

Ваше ощущение русскости — правильное, и нечего стесняться и извиняться. Да и за что? — За то, что русскими родились, что любим русскую землю, русский язык, русскую культуру? Не будет этого. Ведь посмотрите, до чего дожили: наткнулся в интернете на какой-то сайт, кажется, «Кавказ», где некие ненавистники России писали о событиях в Кондопоге, что это русская плесень, которую осветили гордые лучи кавказского солнца и облагородили гордые кавказские орлы. И это всё надо терпеть…

— Надо ли?

— Вот именно, что не надо, нельзя терпеть. Вот ещё вспоминается такая шуточка: написали на боку свиньи слово «Россия» и выпустили на телевидении. А галерея Гельмана… когда издевались над Христом, над символами христианства. Как это-то терпеть? Нет, существует праведный гнев, который никоим образом не противоречит ни смирению, ни терпению. Надо адекватно реагировать, когда наступают на святое, когда уже в самую душу грязными сапогами лезут! Поэтому я считаю, что очень нужная, своевременная и правильная рубрика «Я — русский».

Потом ведь ни вы, ни я, ни все наши соратники не превозносим русских выше других народов. Напротив, мы говорим, что миссия русских — Богу служить. Мы свою Отчизну называем Россия-Матушка. А какое у нас отношение к маме? — Моя мать мне всех дороже, потому что моя мама самая красивая, самая лучшая. Какого нормального человека это может оскорбить?

Знаете, я всегда своим внукам рассказываю такой случай. Сбежала как-то из детского дома девочка. Пришла домой, к маме, которая за пьянство была лишена родительских прав. Девочку спросили: «Любочка, но ведь в детском доме хорошо: тебя никто не обижает, здесь много игрушек и хорошо кормят. Почему ты сбежала?» Люба ответила: «Но если мама упадёт пьяная, кто её подымет?» Эта девочка с чистым сердечком преподаёт нам урок, как надо любить своих родителей, свою Родину, которая для всех нас является матерью. Конечно, удобно и просто любить богатое, благополучное Отечество… Но почему я должен нос воротить от Родины, если она не так ухожена, как хотелось бы? Россия больна, поэтому её пинают. Сильную державу не посмели бы и словом худым затронуть. Сейчас России очень тяжело. Но именно это должно сплотить нас, в нас должно наконец проснуться осознание единства с русским народом, со своей горемычной Родиной.

Мы, православные пишущие люди, призваны поддерживать моральный свод современности. Люди верят печатному слову, значит, нужно писать так, чтобы слово это несло свет истины, свет Православия. Так мы будем сами духовно вырастать и поможем духовно расти читателям, сможем влиять на положение дел в России.

 Записала Ирина РУБЦОВА, Москва, 2008 г.

предыдущая    следующая