Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ В ПОСТЕ

Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф. 4, 1-2).Указания христианину о посте могут сильно разниться в зависимости от состояния здоровья тела христианина. Оно может быть в полном здоровье у молодого человека или в противоположность — у пожилого, или при серьёзной болезни. Отсюда и указания церкви о соблюдении постов или в периоды длительных постов могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека.

Время поста — это время, особенно важное для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» (2 Кор. 6,2). Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время. Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своём?

Как пишет о. Александр Ельчанинов, «пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключённый в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте как о неядении мяса. Всюду один призыв: «Постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединён с духовными упражнениями».

Душа человека тяжело больна. Церковь отводит в году определённые дни и периоды времени, когда внимание человека должно быть особенно устремлено на исцеление от душевной болезни. Это пост и постные дни. Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений — хождения в театры, кино и гости, лёгкого чтения, весёлой музыки, смотрения телевизоров. Если всё это ещё влечёт сердце христианина, то пусть он сделает некоторое усилие, чтобы оторвать от него своё сердце во дни поста. Здесь нужно вспомнить, что по пятницам преподобный Серафим не только постился, но и пребывал в этот день в строгом молчании.

Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различить 5 ступеней физического поста: отказ от мяса, отказ от молочного, отказ от рыбы, отказ от масла, лишение себя пищи вообще на какие-то сроки. Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди. Для больных и престарелых более соответствует правилам первая степень поста.

Можно сказать, что поста не будет, если человек будет вставать из-за стола с вкусными постными блюдами и чувством преобременения желудка. Здесь мало будет жертв и лишений, а без них не будет и истинного поста. Совершенно очевидно, что христианин должен всегда «трезвиться» и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, вероятно, это будет иметь место в равной степени как в обычные дни, так и в посту. Отсюда замена поста в пище на «духовный» пост — это чаще всего самообман. Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении всё, что сможет.

Кроме проявления своего чувства покаяния и ненависти ко греху пост имеет и другие стороны. Время поста занимают не случайные дни. Среда — это предание Спасителя, наивысший из моментов падения и позора человеческой души, идущей в лице Иуды предавать за 30 серебреников Сына Божия. Пятница — это терпение издевательств, мучительные страдания и крестная смерть Искупителя человечества. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путём воздержания?

В чём должен состоять пост? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зависеть и от состояния здоровья, от возраста и условий жизни. Но здесь надо непременно задеть за живое своё плотоугодие и сластолюбие.

Пост есть воспитание духа человеческого против своих поработителей — сатаны и разнеженного, избалованного тела. Последнее должно быть послушно духу, но на деле чаще всего стало господином души. Как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, «кто отвергает посты, тот отнимает и у себя, и у других оружие против диавола и против многострастной плоти своей, сильных против нас особенно через наше невоздержание, от которого происходит грех». Истинный пост есть борьба.

Господь велит скрывать свой пост от окружающих (Мф. 6, 18). Но от ближних христианину, может быть, не удастся утаить свой пост. Тогда может случиться, что близкие и родные вооружатся на постящегося: «пожалей себя, не мучь себя, не убивай себя». Мягкие вначале разговоры родных затем могут перейти в раздражение и упрёки.

Пусть заранее предвидит всё это христианин. Пусть не ждёт он также, что, приступив к посту, он сразу будет получать какие-либо благодатные утешения, теплоту на сердце, слёзы умиления и горячность в молитве. Это приходит не сразу, это надо ещё заработать борьбой, подвигом и жертвами: «…служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам», говорится в притче рабу (Лк. 17,8).

По существу отношение к посту является пробным камнем для души христианина в его отношении к Церкви Христовой, а через последнюю — ко Христу. Как пишет о. Александр Ельчанинов, «в посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы: пост открывает истинную сущность человека».

Многое вышеизложенное относится, однако, лишь к здоровым людям. Как и для всякой добродетели, и для поста также нужна рассудительность. Как пишет преподобный Кассиан Римлянин, «крайности с той и с другой стороны равно вредны — и излишество поста, и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом и впали в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста. Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего в силу раскаяния можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя.

Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения».

Господь говорит: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6,16-18). Поэтому христианину надо скрывать как своё покаяние, молитву и внутренние слёзы, так и свой пост и своё воздержание в пище.

Оптинскому старцу Леониду пришлось однажды прожить несколько дней у епархиального архиерея. Стол последнего был обилен рыбой и разными вкусными яствами, резко отличаясь от скромной скитской трапезы Оптиной пустыни. Старец не отказывался от вкусных блюд, но когда вернулся в Оптину, то на несколько дней лишил себя пищи, навёрстывая упущенное в гостях воздержание.

Пост будет неразумен и тогда, когда он будет ставить преграды гостеприимству угощающих нас. Мы этим будем укорять окружающих в пренебрежении постом. Про московского митрополита Филарета рассказывали: как-то он пришёл к своим духовным детям как раз к обеду. По долгу гостеприимства его надо было пригласить к обеду. За столом подавали скоромное, а день был постный. Виду не подал митрополит и, не смущаясь хозяев, вкусил скоромного. Так снисхождение к немощи духовных своих ближних и любовь он ставит выше, чем соблюдение поста.

К церковным установлениям вообще нельзя относиться формально и, следя за точным исполнением правил, не делать из последних никаких исключений. Надо помнить и слова Господа, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2,27). Как пишет митрополит Иннокентий Московский, «были примеры, что даже монахи, как, например, святой Иоанн Лествичник, употребляли во всякое время всякую пищу и даже мясо. Но сколько? Столько, чтобы быть только живу, и это не мешало ему достойно причащаться Святых Таин и, наконец, не воспрепятствовало сделаться святым. Конечно, не благоразумно без нужды нарушать пост употреблением скоромной пищи. Тот, кто может соблюсти пост разбором пищи, тот соблюдай. Но главное: соблюдай и не нарушай поста душевного, и тогда пост твой будет приятен Богу. Но кто не имеет возможности разбирать пищу, тот употребляй всё, что Бог даст, но без излишества; но зато непременно строго постися душой, умом и мыслями, и тогда пост твой так же будет приятен Богу, как пост самого строгого пустынника».

Епископ Герман пишет: «Изнеможение есть признак неправильности поста. Оно так же вредно, как и пресыщение. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой неделе Великого поста. Больную плоть нечего распинать, а надо поддерживать».

Итак, всякое ослабление здоровья и трудоспособности при посте говорит уже о его неправильности и превышении его нормы. Лучше всего, когда постящиеся руководствуются указаниями опытных духовных руководителей. Мудрая подвижница благочестия игумения Арсения так писала престарелому и больному брату епископа Игнатия Брянчанинова в дни Великого поста: «Боюсь, что вы обременяете себя тяжёлой постной пищей, и прошу вас забыть, что теперь пост, а кушать скоромную пищу, питательную и лёгкую. Разность дней дана нам церковью как узда здоровой плоти, а вам дана болезнь и немощь старости».

Однако нарушающим пост по болезни или старости всё же следует помнить, что здесь может иметь место и какая-то доля маловерия и невоздержания. Поэтому, когда духовным детям старца Алексия Зосимовского приходилось по предписанию врача нарушать пост, то старец велел в этих случаях себя окаявать и молиться так: «Господи, прости меня, что я по предписанию врача, по своей немощи нарушил святой пост», и не думать, что это как будто так и нужно.

Говоря о посте как о скудности и изменении состава пищи, следует заметить, что этот подвиг ни во что вменяется Господом, если христианин не будет в то же время соблюдать Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближнему — словом, всего того, что спросится с него в день Страшного Суда (Мф. 25, 31-46).

Николай ПЕСТОВ

следующая