Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Имеющий уши…

ЧЕМУ ДЕТЕЙ УЧИТЬ СТАНЕМ?

В Московском Патриархате критикуют школьное образование, исключающее привитие учащимся духовно-нравственных ценностей. Отвечая на утверждение ректора Института проблем образовательной политики «Эврика» А.Адамского, что, мол, сегодняшнего ребёнка невозможно готовить к жизни, «потому что мы не знаем, какими будут производственные, социальные, политические отношения между людьми через три-пять лет», замглавы ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин заявил: «Сказанное ещё раз подтверждает неправоту педагогов, объявивших себя новаторами в 1980–1990-е годы. Действительно, пытаться навязывать школьникам идеи модерна и постмодерна — это устаревший подход. В период постпостмодерна, постсекуляризма центральное значение в жизни общества приобретают нравственные ценности, которые оставались и остаются неизменными — что в Древнем Риме, что в средневековой Европе, что в Советском Союзе, что в нынешней России. Основные нравственные ценности не меняются, и это показывает весь ход истории. Попытка заменить их на некое новое мировоззрение повторялась практически каждый век и всегда была посрамлена жизнью. И как относиться к таким задачам образования, как воспитание воина, готового отдать жизнь за Родину, борьба школы с такими разрушительными пороками, как пьянство, наркомания, разврат, насилие, преступность, межнациональная вражда, лень? Ведь школа должна не только давать информацию, но и воспитывать. И мы знаем, что общество, где воспитание решили отвергнуть, очень быстро приходило к полному историческому упадку.

Господин Адамский пишет: либо стандарт, либо добровольность, совмещение невозможно. Похоже, что новаторство нашего оппонента сводится к возвращению в советские времена. Однако во всём мире есть предметы по выбору, которые являются частью программы и могут стоять в сетке часов хоть утром, хоть в середине дня, хоть в его конце. При этом можно выбрать между несколькими вариантами: это и языки, и углублённое изучение того или иного предмета, и почти во всех странах Европы это разные варианты предметов, касающихся религии и этики. Именно такое преподавание мировоззренческих предметов, по моему глубокому убеждению, может и будет работать в России. А что касается «Основ православной культуры», то речь идёт не о новом предмете, а о предмете, который преподаётся во многих регионах более десяти лет, и сама жизнь доказала его право на существование. А г.Адамский сам себе противоречит, выступая против введения новых предметов в школьную программу, в то время как ещё недавно он призывал к обязательному изучению предмета «Религии мира». А вот это действительно эксперимент, к тому же уже сейчас негативно воспринимаемый верующими семьями, потому что в учебнике «Религии мира» оценка возникновения религии, её развития, её общественной роли даётся с материалистических позиций, вступающих в противоречие с мировоззрением верующего ребёнка.

А.Адамский пишет: «Если мы хотим отвратить детей от веры… надо ввести в обязательном порядке уроки основ одной религиозной культуры в каждой российской школе». В обязательном порядке вводить ничего и не надо, в том числе учебник «Религии мира» или пропаганду в школе безрелигиозного мировоззрения. Однако, если следовать логике А.Адамского, то вообще все обязательные уроки нужно отменить и предоставить ребёнку возможность, как он говорит, определиться потом, как ему самореализоваться. То, что предполагает господин Адамский, — это утопия. Всегда родители передают детям свой опыт и убеждения. Педагогика, построенная по принципу: что ребёнку по приколу, то и хорошо, является самоубийственной для общества и самого учащегося».

В заключение о.Всеволод призвал «очень серьёзно поставить вопрос о том, почему причудливые взгляды г.Адамского пропагандируются через государственно-педагогическую систему и почему его институт в обход такого авторитетного учреждения, как Российская академия образования, несоразмерно влияет на политику Министерства образования и науки».   Православие.Ru

предыдущая    следующая