Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЗАПИСКИ РЕДАКТОРА

Вспоминая о св. прав.Иоанне Кронштадтском, епископ Арсений Жадановский писал: «Батюшка часто в своих проповедях указывал на близкое Пришествие Спасителя, ожидал Его и чувствовал, как сама природа готовится к сему великому моменту. Главным образом он обращал внимание на огонь, которым будет уничтожен мiр, подобно тому, как древний истреблён водой. «Всякий раз, — говорил он, — как я смотрю на огонь и особенно на бушующую стихию его при пожарах, то думаю: стихия всегда готова и только ожидает повеления Творца вселенной выступить к исполнению своей задачи — уничтожить всё, что на земле, вместе с людьми, их беззакониями и делами». Ещё запись: «Когда воды земного шара потеряют своё равновесие с подземным огнем и огонь пересилит водную стихию, непрестанно убывающую, тогда произойдёт огненный потоп, предсказанный в Св.Писании и особенно в послании ап.Павла, и настанет Второе Славное Пришествие Господа и суд всему мiру. К тому времени нравы чрезвычайно развратятся. Верьте, что Второе Пришествие Господа Иисуса Христа со славою — при дверях».

Глупая мысль. Каких только музеев не существует в мире, даже представить трудно! А такого, о котором подумалось, нет и вряд ли когда будет. Можно назвать его «музеем образа и подобия Божия». В нем расположится великое множество фотографий людей, твоих современников — не по заслугам вывешенных, не известных писателей, художников, зодчих, политиков, — одним словом, людей избранных, а всех людей, которые попали в объективы камер: детей, стариков, мужчин, женщин, младенцев, больных и здоровых, всех без разбору, потому что у них у всех одно звание — образ и подобие Божие. Можно с короткими биографиями. И даже при посещении музея фотограф делает твою фотографию, и она занимает своё место в конце огромной галереи. Нет ничего полезнее, чем вглядываться в незнакомые лица выхваченных из потока жизни людей, твоих сестер и братьев, и многое откроется пытливому взору. Только захотят ли люди смотреть на самих себя?… «Нужно любить всякого человека — и в грехе его, и в позоре его, не нужно смешивать человека — это образ Божий — со злом, которое в нём». Св.прав.Иоанн Кронштадтский.

А как большинство из нас подает милостыню? Мы пристально вглядываемся в лицо просящего, не пьяница ли, не обманщик, предпочитаем не подавать побитым, с синяками и ссадинами, высматриваем, не профессиональный ли это побирушка? И, конечно, ничего не зная о человеке и его беде, часто попадаем впросак. Греческий старец Иероним советовал прямо противоположное: «Когда творишь милостыню, не смотри на лицо того, кому её даёшь, хороший ли он человек или плохой. Ты, когда можешь, давай без исследования. Милостыня изглаживает множество грехов».

Краткости ради перескажу и так небольшой рассказ В.Н.Крупина «Баня горит…» Мылись зимой в сельской бане три девушки, и баня загорелась, да так, что выйти через предбанник нельзя уже было. Мужики разворотили жердями пролом, но девушки кричали, чтобы им принесли одежду, иначе не выйдут. А уже так прижгло, что две не выдержали и под общий хохот выскочили наружу. Третья оставалась в горящей бане. «Сгорит, а не выйдет», — сказали о подруге. Тогда один парень сбегал, принес одежду и кинул её в проем. Когда бросал, задымилась шапка его и воротник пальто. «Наконец из проема вылезла одетая девушка. Даже платок на ней был завязан. Она упала парню на руки и потеряла сознание… В это время просела крыша, огонь и искры взвились…» Прочитал я рассказик и раз, и другой, и третий, а на душе дивно хорошо, словно это я девушку спас. А дело в другом: как славно, что никуда оно не делось на Руси, такое понятие — «женское целомудрие»…

Обыкновенное чудо. Сотруднику редакции срочно понадобилась платная консультация врача-специалиста. Я только взял ключи, чтобы достать из сейфа достаточно приличную сумму, как в домофоне раздался звонок, и зашедший посетитель пожертвовал именно столько денег, сколько требовалось для оплаты врача. Пусть ухмыльнётся невера… «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах»(Пс.45,2).

Когда во Франции по ТВ стали показывать страшные кадры того, что происходит с внутренними органами человека под воздействием курения, табачные монополисты сразу закрыли программу. Когда я вижу идущих по улице мужчин, женщин, красивых девушек и сопливых подростков с дымящейся сигаретой во рту, мне обидно, что они не увидели того, уже закрытого телефильма. Нет, я не осуждаю курящих: 25 лет я сам выкуривал по две-три пачки в день, но однажды Господь сотворил чудо, и я освободился от бесовской привычки навсегда. Теперь, когда мне говорят, что с сигаретой расстаться невозможно, я неизменно отвечаю: «А ты попроси Бога помочь, но взамен дай Ему обещание — что-нибудь серьезное: совершить длительное паломничество, устроиться работать в церковь, венчаться, никого не осуждать и т.д. Да мало ли в нас трудновыполнимых вещей! Послушайтесь, не смалодушничайте — потом скажете за совет спасибо. Не мне — Богу… Но должен предупредить: за невыполненное обещание Господь строго взыщет…»

АНГЕЛУ-ХРАНИТЕЛЮ
Поверь, мой заплаканный Ангел,
Моим оскорбленный грехом,
Я стану хорошим, я стану,
Покаявшись в храме святом.
Я буду послушней и тише,
С молитвой наедине,
Чтоб только меня ты услышал
И снова вернулся ко мне.

Татьяна Шорохова

Она стоит, ещё не старая и полуслепая, в длинном переходе метро и, не обладая ни голосом, ни слухом, старательно вытанцовывает нерасслышимые слова песни движением корпуса в такт вперед-назад. Со стороны это выглядит смешно — толпу это забавит, и подают мало. А женщина-инвалид все продолжает свой многочасовой «танец»: видно, без подаяния ей не прожить. Если встретите, — а вы ее непременно встретите, — не пожалейте монетки: незрячая ее заработала… Трудно остаться без зрения. А без души?..

Паутинка. «…Зову жену в Париж, пока есть мамины деньги, на пять деньков всего; и батюшка благословил. Знаю, м.Н., вы осудите и не поймете, но Париж — это чудо, которое очаровало меня. Невозможно ездить только по святым местам: получается фарисейство — прикладываешься к святыне, а внутри — ничего… Впрочем, Париж — из области мечтаний. Надоела зима, морозы, проблемы; хочется писать… Я успокоился, поняв, что я такой, какой есть; всё приходит в своё время, и давить на себя безполезно. Чаю появления друга: с женщинами дружить всё же таким, как я, опасно — могу легко соблазниться мысленно…»

Монашеское царство. «Не могу тут же не откликнуться — насчет Парижа! Не судите так узко православных христиан, а том числе и монахов. Я бы на вашем месте поступила точно так же. Когда открыт весь мир — и это после нашего-то многолетнего советского заточения — просто глупо этим не воспользоваться. Почему-то в России Бог — в теперешние дни — это (да простит меня Господь!) некий страшилка, который ничего не разрешает, у Него только — нельзя, нельзя, нельзя! А на самом деле Бог — это действительно Любовь. В московский Ожоговый центр, как мне рассказывали, где лежат, как правило, бомжи, обгоревшие в пьяном виде и там же умирающие, пригласили священника. И священник, вместо того, чтобы оказать милость умирающему, исповедовать его, облегчить страдания, уверив в Милости Божией, стал восклицать, строго указуя перстом на несчастного, что это Бог наказал его за грехи и он получил по заслугам. Умирающий отказался от исповеди, отвернулся к стене и умер… Вместо того, чтобы свободно идти навстречу Богу, иной раз люди, облаченные в священнические одежды, все запрещают — это нельзя! И это нельзя! Но Господь ищет свободного сердца, к Нему повернувшегося, а не мрачное, исковерканное махровым фарисейством подобие веры, в котором нет духа Божия. Надеюсь, вы поняли меня. Так что в Париж поезжайте — отчего не съездить?..»

предыдущая    следующая