![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
По
родному городу: «Турнир на Кубок Александра Невского по русскому хоккею». Теперь
вполне можно ожидать появления строительной фирмы имени святой блаженной Ксении
Петербуржской…
Читая Василия Розанова(1865-1919).
«Не всякую мысль можно записать, а только если она музыкальна». (Эту мысль я
очень хорошо понимаю — А.Р.).
«Есть люди, которые рождаются «ладно», и которые рождаются «не ладно». Я рождён
«не ладно»: и от этого такая странная, колючая биография, но довольно
любопытная. Не «ладно рождённый человек всегда чувствует себя «не в своем месте;
вот именно как я всегда чувствовал себя».
«Кто не знал горя, не знает и религии».
«Любить — значит «не могу без тебя быть», «мне тяжело без тебя»; везде скучно,
где не ты. Это внешнее описание, но самое точное».
«…дорого назначаете цену книгам». Но это преднамеренно: книга — не дешевка, не
разврат, не пойло, которое заманивает «опустившегося человека». Книгу нужно
уважать: и первый этого знак — готовность дорого заплатить». «Смертное».
В простоте сердца. Продавал книгу в красивой обложке и пустыми страницами с названием «Из ненаписанного». Разбирали с охотой…
Много лет папа был преподавателем — то во Львовском университете, то в конце жизни в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Я был на его лекциях всего несколько раз. Он тонко чувствовал аудиторию и, когда она начинала уставать, именно тогда рассказывал что-нибудь забавное. Студенты смеялись, а папа постепенно возвращал их в русло темы. Ещё он ставил оценки по шпаргалкам. Другие выгоняли или заставляли пересдавать, а он внимательно читал написанное бисерным почерком — и уж на тройку усердно потрудившийся, пойманный с поличным студент рассчитывать мог вполне: шпаргалка шпаргалке рознь, сам писал. Позднее я понял, как это мудро…
—… У Есенина тоже не было литературного образования, — обиженно сказала отвергнутая мною начинающая «поэтесса»…
Скептики-атеисты часто говорят, что Крещенская вода не портится потому, что
священники тайно опускают в чаши серебряные слитки, монеты, кресты. По этому
поводу существует анекдот-загадка: «Сколько ионов серебра имеется в литре
освящённой Крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во
льду Волги, в месте, где ширина реки достигает километра, глубина — десяти
метров, скорость течения 5км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал
воду, — деревянный?»
Мне жаль дремучих атеистов,
А им себя совсем не жаль…
В душе у них — пустынно, мглисто,
Там только злоба да печаль.
Им радость вовсе незнакома,
Ну разве только радость зла.
Но от неё — одна оскома…
Лишь вера испокон — светла.
Михаил Аникин, СПб
Папа прошёл Великую Отечественную войну с первого до последнего дня, бился и в Сталинградской битве. Он умер шестидесятишестилетним 31 января и похоронен 2 февраля — в день сдачи в плен фельдмаршала Паулюса и разгрома фашистов в гигантском Сталинградском сражении. Мама пережила блокаду и скончалась 24 января — в день прорыва блокады, а хоронили мы её 27-го — в 57-ю годовщину снятия блокады Ленинграда. Вот такие совпадения. Но у Бога случайностей не бывает: Сталинградская битва и 900 блокадных дней стали, видимо, главными событиями в жизни родителей. И Господь это отметил…
Теперь и фильмы про войну стали делать цветными, и правды в них всё меньше,
хотя от пиротехники уши закладывает.
…Я стоял у чистенького здания берлинского Рейхстага, а терпеливая очередь
любопытных дожидалась под осенним дождичком входа внутрь — поглазеть, как
заседает правительство. Меня туда не тянуло — отец уже побывал там в солнечном
1945. Потом он как-то сказал, что солдаты оставляли в фашистском логове не
только надписи на стенах… Нынешним германским правительством принято решение
уничтожить последние из оставшихся надписей. Посетителей туда не пускают. Я
погрозил Рейхстагу кулаком — знай наших! — и поехал в Трептовпарк, поклониться
Солдату-Освободителю…
Мы как-то незаметно для себя разучились сорадоваться чужим радостям, но, к счастью, ещё не потеряли способности сопереживать горю близких. И за то слава Богу! А уж зависть расцвела в наши дни пышным цветом — зависть правит миром: «Зависть есть скорбь по благополучию ближнего». Св.Василий Великий†379.
Я уже упоминал, что мой отец был военным, и большую часть детства, с третьего
по девятый класс, я провёл за границей, в Венгрии и Польше. В 1956 году довелось
попасть даже в «венгерские события». Мы, дети и наши матери, остались в
маленьком городке Кечкемете, в доме с крепкими старинными воротами под охраной
двух солдат. Разбросанные по городу русские семьи охраняла единственная
«тридцатьчетвёрка», и танк безостановочно кружил по мощёным улицам, скрежеща
гусеницами и угрожающе вращая башней. С верхушки костёла лупил крупнокалиберный
пулемёт. Отцы воевали в Будапеште. Повстанцы пытались взломать ворота нашего
дома, но им это не удалось. Частью днем и особо ночью шла ожесточённая стрельба,
и утром, когда нас скоренько выводили на свежий воздух, весь двор был засыпан
блестящими автоматными гильзами. Мы старательно набивали ими карманы.. Потом под
охраной бронетранспортёров семьи на грузовиках эвакуировали через приграничный
Чоп в Москву. Переезжая в Будапеште по мосту через желтый мутный Дунай, я
отогнул брезент и увидел крышу старинного мадьярского парламента, напоминающую
решето. Страха в девять лет ещё не было. Война запомнилась оглушительным
грохотом выстрелов и женской истерикой. Отец остался жив: пуля прошла прямо
вдоль виска, оставив прямую дорожку в волосах…
На другой год, уже в другом городе, Секешфехерваре, я учился в четвёртом классе.
С мадьярами-сверстниками мы продолжали «воевать» снежками или отстранённостью. А
Венгрию и мадьяр с тех пор полюбил и хотел бы побывать в тех городках, где
довелось пожить в детстве. Особенно в том, где пришлось «понюхать пороху»…
Один итальянец, переселившийся в США, говорил игумену Н.: «Ну что вы за
странные люди — русские?! Ваши соотечественники, не первый год живущие в Штатах,
читают только русские газеты, смотрят только русские фильмы, говорят только о
России и страдают, в основном, только оттого, что уехали из России. Не понимаю!
Вот я, например, нашёл здесь хорошую работу, обзавёлся семьёй, купил дом и
считаю, что теперь моя родина здесь». Одним словом, где сытно и комфортно — там
и родина…
Русский игумен задаёт вопрос: «Почему почти никто из них не мучается
ностальгией?» И отвечает: «Из-за отсутствия благодати Святого Духа в Западной
Европе, которая 1000 лет назад порвала живительную связь с Единой Святой
Соборной и Апостольской Церковью. Тем более — в Америке, где христианство
появилось только в ХVI веке и притом в искажённых католическом и протестантском
вариантах. Благодать Святого Духа не изливается там, где уже тысячу лет не
совершаются Таинства истинной Церкви, там не рождаются святые, нет духовного
перерождения людей, а значит — не выполняется замысел Божий о человеке. Люди,
появившиеся на свет в безблагодатной среде и никогда не ощущавшие прикосновений
Божественной благодати, естественно, не могут страдать от отсутствия того, чего
никогда не имели прежде. Иное дело — Россия, где Богом были явлены сонмы
прославленных и непрославленных святых, чудотворных икон и мощей угодников
Божиих!». «Сокровенный Афон».