Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ВСТАВАЙ, БУДЕМ МОЛИТЬСЯ!

о. Михаил ПодолейКак уж получилось, что разговор о прав. Иоанне Кронштадтском у нас состоялся в День Ангела святого батюшки, в день св. прп. Иоанна Рыльского, — хотя никто специально не подгадывал сроков, ноБыло и ещё одно совпадение: на эту же дату приходится день рождения нашего собеседника, о. Михаила Подолея, настоятеля Иоанно-Кронштадтского храма на пр. Стачек. О своём празднике о. Михаил не вспоминал: он слишком преклоняется перед памятью петербургского чудотворца, чтобы обращать внимание на подобные совпадения. Мы говорили об отце Иоанне, и эта тема не позволяла отвлекаться ни на что иное.

Батюшка, вы живёте, так сказать, под крылом у св. прав. Иоанна Кронштадтского и, конечно, постоянно обращаетесь к нему в молитвахНаверное, случаев чудесной помощи Кронштадтского батюшки у вас бывает очень много?

Конечно, мы молимся св. Иоанну, конечно, он нам помогает во всём, поддерживает и укрепляетТолько никаких особых чудес я вспомнить не могу. Понимаете, всё совершается прикровенно, постепенно, в тишине, в молчанииВсё у нас идёт своим чередом, и святой Иоанн всем правит, но не грубо, не начальственно, а ласково, по-отечески. Духовный взор его мы всегда на себе ощущаем, и главная наша заботаостаться достойными в его глазах. Начинаешь какое-то дело и думаешь: а как бы поступил в этом случае отец Иоанн? Недавно к нам обратилось руководство местного центра социальной помощи с просьбой: возьмите, мол, на окормление наших стариковЧто ответил бы на эту просьбу Кронштадтский праведник? Пошёл бы к старикам, не раздумывая, как он всюду приходил, где требовалась его помощь. Приходится и нам подстраиваться под его шаг.

Но ведь онсвятойГде же за ним поспеть

Святостьэто наша общая цель: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Но мало кто понимает, какой путь ведёт к святости. Мы видим юношу, вступающего на священническое поприще, а потом этот юноша в нашем представлении сразу становится праведником и чудотворцем. А что между этими крайними точками? Какой труд, какие страдания, какие беды? Сам Иоанн Кронштадтский пишет в своих дневниках о том, что за козни ему пришлось претерпеть, что за соблазныДа, и соблазны были в его жизниденьги, например. Всем известно, какие большие суммы проходили через его руки, но он не попался на уловку сребролюбия. Почитайте его дневники, и вы сами поймёте, что святостьэто тяжёлый повседневный труд

У вас в кабинете, я вижу, все полки заставлены книгами батюшки. Вы их часто читаете?

Всегда. Его книгиэто главный учебник для современного священника, — и знаете, почему? Потому что он учит нас именно пастырству. Для священника велика опасность превратиться в простого требоисполнителя: тем прихожанам освятишь крестик, теммашину, тех повенчаешь, тех покрестишьи думаешь, что вроде как исполнил своё назначениеА Господь что от нас требует? — «Паси овец Моих (Ин. 21.16). Разве пасти овец словесныхэто значит только исполнять требы? Это сложная и тонкая наука, и в трудах св. прав. Иоанна она изложена очень глубоко. Он, например, пишет, что священнику должно поститься за невоздержанный народ, за немолящихся молиться день и ночь, за жестокосердых милостивым бытьЭто, конечно, нельзя понимать буквально: сколько у нас народа непостящегося? — если за всех поститься, то вовек ни крошки не съесть. Но само требование брать на себя духовные немощи паствыоно настраивает на очень высокий дух. Священник, по о. Иоанну, должен быть для пасомых правилом веры и образом кротости

Хорошо, батюшка, что вы вспомнили эти слова из тропаря Святителю Николаю: я неоднократно встречал такое мнение, что Иоанн Кронштадтский для нашего времениэто то же, чем был Николай Мирликийский для древности. Согласны ли вы с этим?

Разумеется, согласен: мне это и самому не раз приходило в голову. Когда начинаешь сравнивать двух этих великих святых, нельзя не заметить вот что: Святитель Николай был явлен миру на заре христианской эры, чтобы на все будущие века дать образец служителя Божия, истинного пастыря словесных овец. Прошли сотни лет и вот, на пороге XIX и XX столетий, когда православный народ начал отступать от Бога, когда никто уже не помнил, каким должен быть настоящий священник, миру снова был дан образец пастыряскромный батюшка из петербургского пригорода о. Иоанн Сергиев. Вспомните слова из тропаря Святителю Мирликийскомуудивительно, до чего они подходят к Кронштадтскому праведнику: «Правило веры (о. Иоанн много боролся за чистоту Православия) и образ кротости (о. Иоанн не имел личных врагов), воздержания учителю (сколько сил положил о. Иоанн на борьбу с пьянством!) яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая (был ли человек, смиреннее о. Иоанна? — а пред ним и цари склонялись), нищетою богатая (в начале служения о. Иоанн порою и сапог целых не имел, а к старости через его руки проходили миллионыи расходились в карманы нуждающихся)»… Чтобы ещё более возвысить образ служителя алтаря Господня в глазах мирян, Господь даровал и Николаю Мирликийскому, и Иоанну Кронштадтскому великий дар чудотворения, целительства, прозорливости

Да, такой великий светильник, равный мужам древности, — и почти наш современник!.. Ведь ещё не так давно можно было встретить людей, лично знавших Иоанна Кронштадтского

ДаМежду прочим, мне на такие встречи не везлоНе то чтобы я не встречал людей, лично знавших святогодля таких встреч я, может быть, слишком молод, — но мне не приходилось встречать ни детей, ни внуков тех, кто был знаком с о. Иоанном. Меня даже смущение одолевало: действительно, с тех пор прошло не так много лет, земля ещё должна полниться живой, народной славой этого великого чудотворца, — почему же до меня не дошёл ни один из её отголосков? И Господь послал мне утешение: свидетельство одной рабы Божией, нашей прихожанки по имени Галина Сергеевна. Вот что она пишет: «В Санкт-Петербурге, у моих дедушки с бабушкой была квартира на Кирочной улице, куда к ним приезжал о. Иоанн Кронштадтский. Что связывало моих родных и  Иоанна Кронштадтского, я не знаю. Или это были дружеские отношения, или он посещал их как пастырь. С ними жила моя прабабушка Порохова Анастасия, которой о. Иоанн Кронштадтский подарил свою фотографию с дарственной надписью: «Анастасии Пороховой с уважением и благословением. Протоиерей Иоанн Сергиев». Когда умерла моя бабушка в блокадную зиму 1942 года, фотография о. Иоанна перешла к моей материУльяновой Евфросинье Павловне. Моя мать была очень религиозным человеком. Она хотела уйти в монастырь и просила благословения у своего дяди, иеромонаха из Нового Афона, но он сказал ей: страшные времена идут, спасайся в миру. Ещё опишу случай со слов своей матери, очевидицей которого она была ребёнком. Она жила на Забалканском проспекте. В один из ближайших домов был приглашен Иоанн Кронштадтский к больной обезпеченной женщине, живущей на втором этаже. Подъехав к дому, он стал подниматься на верхний этаж. Ему говорят: «Батюшка, вы этаж прошли, вы не туда идёте». Но он, не обращая внимания на это, поднялся на верхний этаж. Оказалось, там тоже лежала больная бедная женщина. Он подошёл к её кровати со словами: «Раба Божия Анна, вставайОна же отвечала, что вставать не можету неё отнялись ноги. Отец Иоанн Кронштадтский повторяет: «Раба Божия Анна, вставай! Будем молиться вместе». И она встала к удивлению всех присутствующих. Они вместе молились. Только после этого он спустился на второй этаж к больной, к которой его приглашали. Там, очевидно, он получил большую сумму денег. Его ждала карета. Не доходя до неё, он выбросил деньги на мостовую».

Эта запись была сделана в нашем храме 16 июня 2005 года. Получив такое свидетельство, я могу ещё увереннее говорить о том, что служение св. прав. Иоанна Кронштадтского во многом похоже на служение Святителя и Чудотворца Николая: та же духовная высота, та же забота о бедных, то же безкорыстиеНить святости тянется от древних веков до наших дней, не прерываясь, и есть надежда, что она не прервётся и впредь: ещё восстанут праведники, подобные отцу Иоанну и выведут Россию на путь Божией правды.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая