Св. прп. Силуан Афонский

ПОЧЕМУ НА ДУБЕ ТЫКВЫ НЕ РАСТУТ

Прп. Силуан Афонский (1866-1938) — возможно, самый великий русский святой ХХ века, боговидец, имевший редкий дар молитвы за весь мир. Его житие, написанное другим афонским подвижником о. Софронием Сахаровым, его краткие высказывания, собранные тем же о. Софронием, — это замечательный учебник святости, равный по значению глубочайшим трудам отцов Православной Церкви. Вершины, на которые восходил духом прп. Силуан, для нас недосягаемы, но поучения его — словно глоток крещенской воды — освежают, ободряют, умудряют наши приземлённые души.

Господь говорит: «Блаженны миротворцы». И я подумал: частию буду безмолвствовать, а частию людей умиротворять. И поселился я близ одного расстроенного брата, схимонаха…, и стал, беседуя с ним, уговаривать его, чтобы жил он в мире со всеми и всем прощал. Он немного потерпел, а потом так восстал на меня, что я и келлию бросил, и едва убежал от него, и много плакал пред Богом, что мир не сохранился. И понял я, что надо искать волю Божию и жить так, как хочет Господь, а не самому выдумывать себе подвиги. И я много в этом ошибался. Читаю, — будто бы хорошо так сделать, а на деле выходит иначе. Трудно жить без старца. Неопытная душа не разумеет воли Божией, и много скорбей перенесёт она прежде, чем научится смирению.

Вопрос: Как может сохранить мир начальник, если у него люди непослушливые?

Трудно начальнику и прискорбно, если люди его не слушаются, но, чтобы сохранить мир, он должен помнить, что хотя люди и непослушливы, но всё же их любит Господь и умер в страданиях за их спасение, и надо усердно за них молиться, и тогда молящемуся даст Господь молитву, и ты из опыта познаешь, как ум молящегося имеет к Богу дерзновение и любовь, и хотя ты грешный человек, но Господь даст тебе вкусить плоды молитвы, и если так привыкнешь молиться за подчиненных, то в душе у тебя будет великий мир и любовь.

Вопрос: Как может сохранить мир душевный подчинённый, если у него начальник раздражительный и злой человек?

Раздражительный человек сам несёт большое страдание от злого духа. Мучение это он терпит за гордость. Подчинённый, кто бы он ни был, должен знать это и молиться за больного душою своего начальника, и тогда Господь, видя терпение его, даст ему (подчинённому) прощение грехов и постоянную молитву. Великое дело пред Богом молиться за тех, кто обижает и оскорбляет нас; за это Господь даст благодать, и ты Духом Святым познаешь Господа, и тогда с радостью будешь терпеть все скорби за Него, и даст тебе Господь любовь ко всему миру, и ты горячо будешь желать добра всем, и будешь молиться за всех, как за свою душу.

Помню, стоял я на вечерне в Покровском Соборе; духовник, Отец Н., читал Акафист. Смотря на него, я подумал: иеромонах толстый, не может класть низко поклоны. В эту секунду я сам стал делать поклон, и вдруг кто-то невидимо ударил меня в поясницу, я хотел крикнуть: «Поддержите меня», но не смог от сильной боли. Так Господь милостиво наказал меня и этим вразумил — никого не осуждать.

Однажды после молитвы сел я и думаю: неохота мне помирать. И говорю: Господи, Ты видишь сердце мое, что не хочется мне помирать. Когда кто-нибудь долго не видит родителей своих, то с радостью идёт к ним, а Тебя, Милостивый Господи, душа моя знает, и всё же неохота мне помирать. И получаю ответ в душе: это потому что ты мало любишь Меня. И действительно, мало я люблю Господа.

Рассказывал отец Лазарь — капитан. Один мужик поехал в лес за дровами. Утомившись от трудов, он лёг отдохнуть под большим дубом и, снизу смотря на ветви дуба и видя на нём множество крупных желудей, подумал: «Было бы лучше, если бы на дубе росли тыквы». С этом мыслью закрыл он глаза, и вдруг упал один жёлудь и больно ударил его по губам. Тогда мужик и говорит: «Я ошибся, Бог умнее меня, и хорошо устроил, что на дубе жёлуди, а не тыквы. Будь это тыква, она меня убила бы своею тяжестью».

Так часто все мы осуждаем творение Божие, вместо того, чтобы предаваться на волю Божию. Кто предался Его святой воле, тот покоен, а кто своим умом пытается всё постигнуть, тот неискусен в духовной жизни. Чтобы познавать волю Божию, нужно покориться ей, и тогда Господь Своею благодатью будет вразумлять и легко станет жить. И хотя бы болен был тот человек или беден, но радостно будет на душе, потому что здоров он и душой и разумом, и умом зрит он Господа, и во смирении духа любит Его, и от любви той забывает мир; а если и помнит, то любовь Божия понуждает его молиться за мир, и даже до слёз. Такой приятный путь Господень для духа нашего.

1-го июля 1932 г. пришёл ко мне со Старого Русика отец Пантелеймон. Я спросил его, как он поживает, и он с радостным лицом отвечает:

— Очень я радуюсь.

— Почему же ты радуешься, — спрашиваю его.

— Все братья меня любят.

— За что же они тебя любят?

— Я всех слушаюсь, когда меня кто куда пошлёт, — говорит он.

И подумал я: легок путь в Царствие Божие. Он обрел покой через послушание, которое творит ради Бога, и потому на душе его хорошо.

предыдущая    следующая