Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

12 сентября — перенесение мощей св.блгв.кн. Александра Невского

КАК РАЗОГНАТЬ МИСТИЧЕСКИЙ ТУМАН

о. Александр БудниковАлександр — значит защитник людей. В свое время святой благоверный князь Александр Невский встал на защиту веры православной и русского народа от иноплеменных захватчиков. Вот и протоиерей Александр Будников — благочинный Большеохтинского округа и настоятель церкви св.пророка Илии на Пороховых встал на защиту православного люда. От кого или от чего защищает батюшка современных христиан? От суеверий и ложных представлений о Боге и Святой Церкви, Таинствах и воцерковлении, от искаженного понимания православного богословия и церковных канонов, от языческих предрассудков, обрядоверия и ложного мистицизма. Эти животрепещущие в наше время вопросы о.Александр, будучи председателем Миссионерского отдела СПб епархии, поднял на миссионерской конференции «Церковные суеверия», прошедшей в Александро-Невской Лавре.

— Когда у нас складываются сложные отношения с представителями другой конфессии, или приходится отвечать на агрессивные порой наступления деструктивных сект или псевдорелигиозных организаций, — мы всерьез задумываемся, ища пути разрешения возникшего конфликта. Но почему-то мы мало задумываемся о том, что гораздо больше вредят нашей душе и правильному устроению церковной жизни укоренившиеся среди верующих суеверия и мистические представления о Боге и вере, которые являются ничем иным, как отступлением от истинного Православия.

Иногда сталкиваешься с такими понятиями и рассуждениями, что диву даешься: откуда это всё берётся? Например, многие считают, что если что-то в службе было пропущено, то и не будет от нее никакой духовной и благодатной силы. Другие почему-то решили, что в Пасху нельзя причащаться, только в пост перед Светлой седмицей, потому как через скоромную пищу Господь не пройдёт. Но это же нелепо! Когда заканчивается пост, — по уставу наступает просто другое отношение к пище. Сквозь лукавство, злобу, человеконенавидение… — вот через что мы не может соединиться с Богом. Пища же сама по себе не удаляет и не приближает нас ко Господу. А как отвечают некоторые наши бабушки на вопрос, что есть Святая Троица? — «Это — Спаситель, Матерь Божия и Никола Угодник…» Такие вот анекдотично-примитивные представления.

Теперь давайте заглянем в церковные лавки. Нередко в них продаются брошюры, в которых подробно объясняется, какому святому и при каких жизненных ситуациях или болезнях нужно молиться. Как будто существует некая канцелярия, в которой распределяются между святыми обязанности помогать верующим в тех или иных случаях. Скажем, почему, когда болят зубы, молиться нужно непременно сщмч.Антипию? А разве нельзя попросить молитвенной помощи у целителя Пантелеимона?.. И ведь что поразительно — все это воспринимается простыми верующими, как нечто православное, церковное, догматически и вероучительно верное!

Подобные явления можно объяснить отсутствием в течение 70 лет советского периода малейшей информации о духовно-религиозной жизни. Ведь ни в общеобразовательных школах, ни в каких-либо других заведениях не говорилось о Боге и вере, а воскресно-приходские школы при церквах стали появляться только с 1991 года. И даже если иной священник пытался в советские времена проводить тематические беседы на отдельные богословские темы, например, разъяснить православный Символ веры, — это вменяли ему как попытку создания систематического религиозного образования, и уполномоченный сразу пресекал подобные инициативы. Да что говорить, в храмах еще не так давно было проблемно приобрести тот же церковный календарь — их просто не было в свободной продаже. Так десятилетиями накапливалась масса различных представлений суеверного характера, не имеющих ничего общего с Православием, с нашим величайшим духовным святоотеческим наследием, которое есть неисчерпаемый кладезь мудрости и света — черпай и черпай, на всех хватит. Слава Богу, ныне практически при каждом храме работают воскресные школы, информационный вакуум почти преодолен, и прихожане, посещающие воскресные школы при приходах, получают правильную информацию о вере и церковной жизни. Однако околоцерковные суеверия остаются. И связано это с низкой церковной культурой нашего общества, с отсутствием подлинной веры и глубоких знаний, на место которых внедряются оккультные суррогаты «массовой культуры» или псевдоправославные вымыслы, которые зачастую пропагандируются через нецерковные СМИ и на православных выставках-ярмарках, ежегодно проводимых в СПб.

Поэтому необходимо просить Его Высокопреосвященство, митрополита Владимира: обратиться в Священный Синод с предложением о введении института духовной цензуры; издать циркуляр, обязывающий настоятелей храмов не принимать в церковные лавки литературу без благословения священноначалия; назначать «выставочные комитеты» с определенными полномочиями из числа клириков и представителей православной общественности для наблюдения за работой православных выставок-ярмарок, как это предлагал Святейший Патриарх Алексий II.

А настоятелям и священникам приходов надо постоянно напоминать клирикам и мирянам о необходимости воцерковления, церковного образования и самообразования; учреждать в храмах консультационные пункты в воскресные и праздничные дни для первичных катехизических бесед с невоцерковлёнными людьми и для профилактики суеверий в церковной среде. Вот на нашем Ильинском приходе уже много лет существует хорошая практика (не подумайте, что я сам себя хвалю): в храме стоит стол и табличка на нем — церковный консультант. Это воспитанники нашей воскресной школы во время больших праздничных богослужений, всенощных бдений или Божественных литургий, когда в храме много народу, отвечают на многочисленные вопросы прихожан. Они хорошо подготовлены и не скажут какую-нибудь нелепость или глупость. На столиках лежит несколько самых необходимых брошюр, которые можно приобрести или взять почитать. Ведь священник просто физически не сможет поговорить сразу со всеми, всех выслушать, ответить на частные вопросы, дать советы. Батюшка может выступить с проповедью, но даже в очень содержательной проповеди всего не охватишь. Свечницам и тем, кто работает в церковной лавке, тоже некогда беседы вести. Поэтому, думаю, что многим храмам было бы полезно позаимствовать наш опыт.

В свое время св.прав.Иоанн Кронштадтский возродил евхаристическое движение. И сейчас, мне думается, священники и настоятели обязаны развивать в своих приходах евхаристическую жизнь. Допустим, почему бы не сделать доброй (и очень правильной!) традицией — всей общиной вместе со своими пастырями причащаться Тела и Крови Господней в праздник Рождества Христова, Светлого Христова Воскресения, на другие великие церковные праздники и Престольный праздник данного храма? Пора возрождать евхаристическое движение, тогда сами собой отомрут околоцерковные суеверия и нелепости.

Адрес: 195030, СПб, шоссе Революции, 75. Тел.527-38-37.

А ну-ка, Македонца или Пушкина
Попробуйте назвать не Александром,
А как-нибудь иначе! Не пытайтесь.
Еще Петру Великому придумайте
Другое имя! Ничего не выйдет.
Встречался вам когда-нибудь юродивый,
Которого не называли Гришей?
Нет, не встречался, если не соврать!
И можно кожу заживо сорвать,
Но имя к нам так крепко припечатано,
Что силы нет переименовать,
Хоть каждое затерто и захватано.
У нас не зря про имя говорят:
Оно — ни дать ни взять родимое пятно.
Недавно изобретена машинка:
Приставят к человеку и — глядишь —
Ушная мочка, малая морщинка,
Ухмылка, крылышко ноздри, горбинка, —
Пищит, как бы комарик или мышь:
— Иван! — Семен! — Василий!
Худо, братцы,
Чужая кожа пристает к носам.
Есть многое на свете, друг Горацио,
Что и не снилось нашим мудрецам.

Арсений Тарковский

Редакция газеты поздравляет о. Александра Будникова и всех батюшек СПб епархии, носящих имя святого Александра, с тезоименитством и желает многая лета и Божиего благословения в делах, направленных на укрепление и процветание Русской Православной Церкви.

Записала Ирина РУБЦОВА
 

предыдущая    следующая