Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Митрополит Анастасий (ГРИБАНОВСКИЙ)

БЕСЕДЫ С СОБСТВЕННЫМ СЕРДЦЕМ

†††

Радость не есть только внешний придаток или украшение жизни, как мы обыкновенно думаем; она неотделима от последней по самому своему существу. Что человек и все живое созданы для счастья, что жизнь и наслаждение — синонимы, об этом говорит нам ликующий вид резвящегося ребенка, веселая игра молодых животных, вдохновенно-восторженное пение соловья и вся чудная симфония весны, являющаяся светлым торжеством обновившейся природы. Там, где нет полной и целостной жизни, там нет и совершенной радости. Когда ущербляется или приходит в расстройство первая, тогда исчезнет и вторая, вместо которой мы чувствуем невольную грусть и томление духа.

†††

Глубокая скорбь подобна физическому страданию: она приковывает нашу мысль всецело к нашему больному месту и тем расстраивает гармонию душевной жизни, суживая наш умственный горизонт, притупляя чувство и даже вызывая иногда временно паралич всех душевных способностей. Не напрасно печаль уподобляется иногда смерти: как могильная крышка, она сдавливает нашу душу, тогда как радость расширяет ее, как об этом неоднократно поет в своих псалмах пророк Давид.

†††

Кто не спускался в глубину унижения, не сгорал в огне страданий и не заглядывал в лицо смерти, тот не знает многих тайн бытия и не уразумел еще истинного смысла собственной жизни.

†††

Бедность, как и богатство, одинаково могут служить источником искушения для человека. Если богатство ведет к надменности и самодовольству, то бедность, которую еще Платон назвал началом рабства, не будучи сама по себе пороком, может надломить и поколебать твердость его духа, после чего легко открывается путь к падению и пороку.

Зная это, ветхозаветный мудрец просил у Господа только хлеба насущного, о котором нам заповедано просить в молитве Господней: «Нищеты и богатства не давай мне — питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: кто Господь и, чтобы обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30, 9).

†††

Призрачность чувственных наслаждений видна из того, что они только на мгновение дают удовлетворение человеку и затем вызывают в нем жгучее раскаяние, соединенное с отвращением к самому предмету своей страсти. Когда сын Давида Амон в порыве бурного вожделения дерзнул надругаться над своею сестрой (от другой матери), Фамарью, то он тотчас же «возненавидел ее величайшей ненавистью, так что ненависть, которую он возымел к ней, была сильнее любви, которою он любил ее прежде» (2 Цар. 13. 15). Так поруганная природа отомстила здесь сама за себя и дала Амону почувствовать всю горечь, скрывающуюся на дне всякого греховного увлечения.

†††

Было много споров о том, пессимистично или оптимистично христианство по своему содержанию. Оно, конечно, не вмещается ни в одну из этих категорий и стоит выше обоих.

Оно оплакивает грех и зло, низведшее нас с духовной высоты, и в то же время торжествует свою победу над ними: т.е. печаль здесь незаметно претворяется в радость, и все противоречия жизни разрешаются в чудную гармонию, заключительным аккордом которой будет служить песнь спасенных: «Аллилуйя. Спасение и слава и честь и сила Господу нашему, ибо истинны и праведны суды Его. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу: ибо наступил брак Агнца» (Апок. 19. 1-7).

предыдущая    следующая