Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Было время…

ТРОИЦКИЕ ИГРЫ

Вся юность и молодость моих родителей прошли еще до революции. Моя мама и тетушка проводили время так же, как их бабушки и прабабушки. Воспитывала их бабушка Ульяна Степановна, которая родилась в 1845 году. Я с удовольствием слушала их рассказы. Один из таких, записанных по горячим следам, рассказов я хочу предложить читателям.

Накануне Троицы, в субботу, ходили венки завивать. Сначала дома все дела сделаем - выстираем все, до последней тряпочки, полы намоем до самой улицы. За день управимся, а вечером идем венки завивать. Идем полем, возле реки, где березки. А за нами парни с гармошкой. Нагуляемся, напоемся, беремся венки завивать: на молодой березке из сучка со всеми ветками скручиваем петлю и перевязываем лентой.

Утром в Троицу все шли в церковь. Троицкая обедня длинная. Даже поговорка была: это дело длинное, как Троицкая обедня. У батюшки много веток наготовлено. Накропит и каждому по веточке даст.

После обедни ездили иногда в Павлов монастырь, а из монастыря - в Дор, там бабушка Ольга и другая родня. В первый день Троицы "основа" в Коккореве. В основу на гуляньях народу сотни большие. Деревню к этому дню девицы всегда подметали.

Из рассказов моих тетушек я поняла, что "основа" - это большой хоровод. Девушки становились в хоровод и начинали петь песни. Постепенно к ним присоединялись все новые и новые. Присоединялись и "женихи". Если девицы становились куда придется, то парни выбирали, с кем встать рядом. Тут можно было и словом перемолвиться и ручку пожать. Особо щепетильные девицы не позволяли взять себя за руку: подавали парню уголок платочка, а сами держались за другой уголок. Хоровод растягивался во всю длину деревни, и уже не слышно было, что поют в одном конце деревни, что - в другом, а что - в середине. Во всех этих катбищах, основах, гуляньях смысл был один: дать возможность познакомиться молодым людям со сверстниками со всей округи, а не ограничиваться только своей деревней. Здесь, как и зимой на катбищах, по всей улице возле домов толпились родственники. Они зорко следили, кто и кем заинтересовался, узнавали, чей это сын, чья дочь. Обсуждали: "Не по себе дерево ломит!" - или: "Парень-то хорош, да порода больно худая!" - или: "Николай-то наш какую квашонку приглядел и не отходит!"

В понедельник, после Троицы, в Духов день, шли ломать венки. Каждая свой ломает и бросает в реку. Смотрели, далеко ли уплывет, к какому берегу прибьется. Пели песни. Определенных не придерживались. Но чаще других пели:

Плела девица венок, в реченьку бросала.
На чужой стране дружок, как живет, гадала.
Или любит, или нет девицу младую,
Или, может быть, давно полюбил другую.
Закружился мой венок, под водою сгинул.

Видно, бедную, меня молодец покинул.

Все праздничные дни заканчивались вечеринами. Вечерина, или гулянье - это танцы. Летом гулянья происходили в завознях. Там пол гладкий, без щелей. (Завозня - это большой сарай для телег и саней.) Если на вечерину шли в другую деревню, с собой несли узел с нарядами. Узел большой, несли на голове, так меньше сомнется. Заходили к знакомым, оставляли наряды и шли на вечерину. Потанцуют какое-то время, идут переодеваться. За вечер обычно раза четыре переодевались.

В праздничные дни и в воскресенья даже летом не работали. Молодежь собиралась у девичьих качелей. Девичьи качели были большие, высокие. Строили их парни на свой высокий рост. Утром в праздничный день девицы напьются чаю и выходят к качелям. Качаются тихонько и песни поют. Парни выходить не торопятся, цену себе набивают. Надоест девицам качаться, соберутся в ряд по три-четыре, по деревне идут и опять песни поют. В каждой деревне были хорошие голоса. Любили петь и умели. Хороших певиц там называли голосенами.

Девичьи качели были для детей недосягаемы. Далеко не каждая девица могла сесть на эти качели самостоятельно. Иногда бои разгорались за право посадить на эти качели какую-нибудь Дуняшку. На этих качелях самостоятельно можно было выкачиваться только стоя. Но так качались только парни. Порой летали выше переклада. Девиц же усаживали на доску двоих, а то и троих. Выкачивали с помощью веревок: два парня, каждый со своей стороны, захлестывал веревку за релину и начинали раскачивать. Чем выше взлетали качели, тем длиннее отпускали веревку и сильнее дергали. Девичьи пестрые подолы, как цветы, распускались в небе то с одной, то с другой стороны качелей. А смеху, а визгу сколько!

У качелей собиралась только молодежь. Из семейных могла выйти к качелям разве что молодушка с ребенком. Ее обступали подружки-ровесницы. Но обращались к ней уже не как прежде. Теперь она им не была ровней, у нее другое положение, другие права и обязанности.

- У свекрови, что ли, отпросилась?

- Сама предложила.

- Знать, хорошо живете.

- Не жалуюсь.

Могла приковылять к качелям и старая старуха, но не всякая, а излишне любопытная.

Солидные семейные люди в воскресенье или праздничные дни собирались на бревнах. Всегда у кого-нибудь в деревне с зимы были заготовлены бревна и лежали на солнышке на просушке в стороне от дороги. Первыми выходили мужики. Пока бабы доделывают свои утренние дела, мужики уже успеют обсудить свои солидные мужские проблемы. Соберутся вместе, тоже песни поют. Любил русский народ петь. В песне душа отдыхала, тоска истаивала, обида отступала. Человек начинал если не понимать, то чувствовать ценность жизни самой по себе.

Анна СУДОМОИНА

предыдущая    следующая