Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Люди Твоя, Господи

СКЛОНИТЕСЬ НА КОЛЕНИ У ПРАХА НОВЫХ ХРИСТИАН

Священномученик Леонид БогоявленскийПраздник Собора Санкт-Петербургских святых совершается в третью неделю по Пятидесятнице. В понятие Собора входят все подвижники веры и благочестия, подвизавшиеся в нашем крае в пределах СПб епархии. Мы помним и чтим их имена: св.блгв.кн.Александр Невский и св.прав.Иоанн Кронштадтский, св.блж. Ксения Петербургская и св. прп. Серафим Вырицкий, и еще множество новомучеников и исповедников российских. Собор постоянно пополняется новыми подвижниками веры и благочестия.

Они идут! Раздайтесь, расступитесь,
Снимите шапки, бросьте враждовать!
Благоговейте, кайтесь и молитесь!
Они идут за Правду умирать…
Глумясь над Истиной поруганного Неба,
Безумствует вокруг звериная толпа,
Нахально требуя позорища и хлеба,
Коварно-мстительна, злорадна и слепа.
Они идут - гонимые, больные,
Покорные веленьям палачей,
Пред Богом и людьми подвижники святые,
Немые жертвы дьявольских мечей…
Умолк топор! Ползут ночные тени;
Кровавый цирк одел седой туман.
Их больше нет! Склонитесь на колени
У праха новых христиан!

Так писал Сергей Бехтеев в 1921 году, будто предвидя, что скоро, очень скоро, всего через несколько десятков лет сонм новых мучеников просияет пред лицем Божиим, как свидетельство, что Русская земля не погибла во тьме веков. "Отдать Своего собственного Сына на смерть для другого человека - это самое великое, что человек может совершить. И вот таков наш Бог. И наша Русская земля ответила на эту любовь Божию, отдав себя. Тысячи и тысячи людей жили достойно этой любви, и тысячи и тысячи людей умерли достойно этой любви. Их память мы сегодня совершаем", - сказал митрополит Антоний Сурожский.

Их жизнь - вызов нам, живущим жизнью серой, без подвигов внешних и внутренних. Но как, откуда изначально поступают сведения о людях, принявших смерть за Христа? Кто те люди, которые первыми приходят к мысли, что вот этот человек, возможно, святой? С такими вопросами мы обратились к председателю Комиссии по канонизации новомучеников, исповедников и подвижников благочестия СПб епархии протоиерею Владимиру Сорокину.

Мученичество - венец за праведную жизнь

- Сведения о подвижниках благочестия, которые, возможно, будут причислены Русской Православной Церковью к лику святых, мы собираем из церковной истории и архивов, запрашиваем документы и свидетельства от приходов, где служил или был прихожанином тот или иной человек. Если живы очевидцы, свидетели или дети тех, кто пострадал в годы репрессий, их показания тщательно исследуются специалистами на Комиссии по канонизации. Расскажу два конкретных случая.

Прихожанкой Князь-Владимирского собора до недавнего времени была дочь репрессированного клирика этого собора протоиерея Леонида Богоявленского - Нина Леонидовна. С ее помощью и при наличии архивных данных, а главное, при найденных многих других источниках информации нам удалось установить следующее…

Богоявленский Леонид Константинович родился в августе 1872 года в г.Инсар Пензенской губернии в семье чиновника. Став священником, служил в Ленинграде в тюремной церкви в "Крестах". Люди, которых окормлял о.Леонид, были политзаключеными. Также он был обязан присутствовать при исполнении смертных приговоров, напутствуя христиан в их последний путь. Мучительные раздумья посещали пастыря при виде человеческих страданий, предсмертных мук обреченных, не раз просил разрешения не присутствовать на казнях. Однажды даже усомнился, "можно ли допустить к причастию палача"? Получил по этому поводу ответ от митрополита, что можно "при условии искреннего раскаяния".

В 1922 году коллегией ВЧК был приговорен к расстрелу как активный участник "контрреволюционного заговора" против советской власти, выражающегося "в нездаче церковных ценностей". Но расстрел был заменен на пять лет лишения свободы, "кои он отбыл". Отец Леонид "по паспортизации был выдворен из г.Ленинграда на ст.Поповка Тюменского района", но нелегально проживал в Ленинграде у сыновей. Именно на квартире сына его и арестовали в 1935 году.

На допросе о.Леонид так объяснял свое отношение к советской власти: "В моих проповедях я заостряю вопрос о послушании власти, данной от Бога", а на вопрос следователя о том, как он относится к закрытию церквей, ответил, что "рассматривает это, как следствие неумения верующих жить по Писанию". Ответ умный и вряд ли был понятен следователю… Отцу Леониду было уже 66 лет, он пережил четыре ареста, познал скорби и радости суетного мира, был болен, и даже в официальном тюремном освидетельствовании говорилось, что он способен только к легкому физическому труду. Он был осужден к пяти годам ссылки в г.Тургай в Казахстан вместе с женой.

Нина Леонидовна, сдерживая слезы, рассказывала о проводах родителей в ссылку. Была осень. Родные, пришедшие на Московский вокзал проводить ссыльных, заполнили весь перрон. На первую платформу подали товарные вагоны. Заключенные не унывали, хотя такое обращение было обидным. Когда начали посадку в вагоны, все запели: "Свете тихий…" и "Ныне отпущаеши…". На душе у всех было тяжело: провожали если не на смерть, то на разлуку и неизвестность. Стоном огласилась вокзальная платформа, когда тронулся поезд со ссыльными, а конвоир сломал прикладом руку провожавшей кого-то женщине за брошенный в поезд узелок…

Как сложилась дальнейшая судьба о.Леонида, нам было неизвестно. Мы послали запрос в государственный архив Казахстана. Начальник архива М.Жакеев ответил, что наше заявление рассмотрено Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан и переслано в архив ДКНБ РК по Кустанайской области, где хранится дело Л.К.Богоявленского. Вскоре пришел ответ от начальника ДКНБ РК А.К.Курмангалиева: "Уважаемая Нина Леонидовна! На Ваше заявление сообщаем, что ваш отец Богоявленский Леонид Константинович с 1935 года отбывал ссылку в п.Боровое Мендыкаринского района Кустанайской области. 5 ноября 1937 года был арестован Мендыкаринским РО НКВД за проведение антисоветской агитации и религиозной пропаганды, предусмотренных ст.58-10 УК РСФСР. Постановлением Тройки УНКВД по Кустанайской области от 20 ноября 1937 года Богоявленский Л.К. приговорен к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение 23 ноября 1937 г. в г.Кустанае. За давностью лет место захоронения не установлено".

Я посылал также запрос архиепископу Астанайскому и Алма-Атинскому Алексию. В ответном письме получили копию протокола заседания тройки УНКВД по Кустанайской области и допроса протоиерея Леонида от 19 ноября 1937 года. Приведу его полностью: "Вопрос: - Следствие имеет материалы, что вы являетесь основным руководителем антисоветской группы в п.Боровое, где вели агитацию против советской власти. Признаете ли вы себя виновным?

Ответ: - Антисоветскую агитацию я не вел и в антисоветской группе не состоял, и таковой не существовало. С ссыльными священнослужителями я поддерживал связи. Эти связи заключались в посещении друг друга.

Вопрос: - Следствие имеет материалы, что вы являетесь бывшим служителем религиозного культа и систематически проводили богослужения, совершали религиозные обряды и требы, не имея на то права. Признаете себя в этом виновным?

Ответ: Для себя я ежедневно совершал богослужения, но религиозных обрядов и треб не проводил. Виновным себя не признаю".

Протоиерей Леонид Богоявленский не признал себя виновным, несмотря на известные в те времена силовые методы давления следователей. Земная жизнь о.Леонида, освященная добродетелью, увенчалась славным венцом мученика. А 16 апреля 1959 года постановлением президиума Кустанайского областного суда уголовное дело в отношении Л.Богоявленского прекращено за недоказанностью, и он был реабилитирован.

"А отца… расстреляли…"

Есть у нас еще одна прихожанка - совсем уже старенькая и очень больная женщина, - дочь репрессированного священника. Она рассказала: "Отца арестовывали дважды - в 1932, а потом в 1938 году. После второго ареста папу мы уже никогда больше не видели. Нас, маму и детей, как семью врага народа выселили… Мы стали жить в каком-то сыром подвале недалеко от церкви. Знаете, что такое дети-лишенцы? Поступить куда-либо и получить хорошее образование - невозможно, устроиться на работу - тоже проблема. Но мы выжили, хотя и много страдали. Я 50 лет работала водителем трамвая в нашем городе… Помню, когда закрыли храм и взяли отца, к церкви подъехало несколько повозок и началось настоящее разграбление церковного имущества - церковную утварь, иконы, облачения священников наваливали на повозки с верхом и увозили. Не знаю, что меня подтолкнуло, но я вдруг подскочила к повозке, сунула руку, вытащила что-то из вороха вещей и убежала домой. Оказалось, я вытащила антиминс. Долгие годы хранила я его, а когда вновь стали открываться храмы, передала в церковь… А отца расстреляли".

Сейчас идет сбор материалов о жизни, служении и смерти этого священника, потому имени его не называю. Будет угодно Господу - и имя этого священника зазвучит, и будет он причислен к лику святых. А пока надо молиться.

Надо молиться за наших святителей и чудотворцев, святых благоверных князей и княгинь, преподобных и богоносных отцов, страстотерпцев, блаженных, священномучеников и "всех прочих святых, в земли Санкт-Петербургстей и Ладожстей просиявших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси, и всех святых…"

Записала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая