Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пути паломника

НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

В канун Рождества Христова сотрудник газеты "Православный Санкт-Петербург" Илья Раков совершил паломничество на Святую Землю, камни которой хранят следы пребывания здесь Господа нашего Иисуса Христа. Вернувшись, Илья поделился впечатлениями.

Январь. В два часа пополудни из аэропорта Бен-Гурион нас доставили в Иерусалим, который встретил жарой, пальмами и серовато-белыми храмами и зданиями, построенными из "царского камня". Так вот ты какой, вечный город, обиталище мира, так звучит имя твое в переводе с еврейского.

Наш отель расположен в очень удобном месте - близко от старого города и близко к святыням. Гид нам достался не православный. Но он так любит Иерусалим и эту страну, настолько хорошо знает ее историю, святыни, растительный и животный мир, что, слушая его, мы потихонечку проникались духом этой земли.

Старый город ограничивает высокая стена. Одна паломница увидела в стене крестообразную дырку, удивилась: "Что это?" Гид с юмором ответил: "А это бойница. Там сидел друг с арбалетом". Мы этого "друга с арбалетом" долго потом вспоминали. В стене насчитывается восемь врат. Среди них Златые врата, арабы называют их Вечными вратами. Стоят они на месте тех врат, через которые вошел Спаситель в Неделю ваий. Ныне они замурованы стараниями мусульман, среди которых бытует поверье, что через эти врата в город въедет христианский победитель мусульман.

Иерусалим - своеобразный город, таких в мире больше нет: за свою более чем четырехтысячелетнюю историю его несколько раз разрушали до основания, но всякий раз отстраивали заново, причем использовали материал руин. Там получаются из-за этого потрясающие вещи. Например, колонна в храме Гроба Господня - у нее основание от одной эпохи, сама колонна от другой, потом ее еще нарастили, а капитель наверху собрана так - один фрагмент отсюда, другой оттуда, третья еще откуда-то. И между этими частями, составляющими одну колонну, пролегли столетия!

На второй день мы пошли помолиться у Гроба Господня на Голгофе (по-еврейски это значит лобное место). И я вдруг, к ужасу своему, осознал, что ничего не чувствую. Ехал за тридевять земель, нахожусь у таких святынь! - и ни-че-го не чувствую. Ни благоговения, ни священного трепета… А ждал чего-то необыкновенного… Но вокруг - очереди, толкотня, все пихаются, орут, кто-то чем-то торгует… Нет, не идет молитва. Или разум и сердце мои не готовы были еще воспринимать святость этих мест.

Уже выходя из храма, кто-то из паломников воскликнул: "Да это же та самая колонна! Вот и трещина у самого основания". По преданию, в 1549 году из этой колонны вышел благодатный огонь для православных греков, которых армяне изгнали из храма. Тогда православные священники стали молиться вне храма, и благодатный огонь сошел не в храм, а на эту колонну.

Гид обратил еще наше внимание, что одна сторона внутри храма буквально испещрена крестами. Это крестоносцы, когда завоевали Гроб Господень, "расписались" на века остриями мечей…

Утром следующего дня к 6 часам сходили на раннюю литургию в храм Русской миссии, причастились, а вечером выехали в Вифлеем. "Дом хлеба" - так переводится Вифлеем с древнееврейского - расположился в 8 км южнее Иерусалима на двух холмах.

В Рождественской базилике и вокруг нее - толкотня. Вход в храм маленький, и это неспроста: в давние времена дикие кочевники имели странную привычку заезжать в храм на лошадях и ослах. Чтобы прекратить это кощунство, равноапостольная царица Елена повелела оставить лишь один проход и сделать его узким и низким. Теперь кто бы ни захотел войти в храм ему приходится благоговейно склониться. Сам храм огромный - наверное, четыре наших Казанских собора. А внизу собственно находится место, где и родился Иисус Христос. Христос родился в хлеву, но это не хлев в нашем представлении - это пещера, в которую пастухи загоняли скот на ночь или чтобы переждать непогоду. Вот над этой пещерой и был построен храм Рождества Христова.

Литургия идет и в маленьком пещерном храме, где едва помещается 70 человек, и наверху, в большом храме Рождества, где оказались мы. Понять что-либо сложно - служба идет по-гречески, да еще арабы, как дети, бурно выражают свои восторги. Слева - армянский придел, рядом - копты. И везде одновременно идет служба. Слушать очень тяжело. Русской службы нет, наши священники сослуживают грекам - и только.

Кстати, пришло время представить батюшку, который сопровождал нас в поездке. Отец Евсевий служит на Гробе Господнем в Иерусалимской Патриархии. Он грек, но учился в Ленинградской семинарии 22 года назад и неплохо говорит по-русски. Он нам в первый же день встречи сказал: "Я живу в Старом городе, когда будете проходить мимо, сразу кричите: "Евсевий!", а я вам буду сверху конфеты спускать". Мы, конечно, его добротой не воспользовались, но он нас и так постоянно одаривал.

Четвертый день пребывания на Святой земле. Я задумался: многие говорят, что они просто "летают" по Иерусалиму, так им легко и хорошо… Я все эти дни еле ноги волочил. Мысли были только: не упасть бы. И почему у меня все не так, как у людей?

На следующий день выехали в Галилею. Тут надо оговориться, что, когда отправились в Галилею, пошел дождь… настроение пасмурное. Гид подбадривает: "Вот проедем километр-полтора по пустыне - и дождь перестанет". Мы засомневались: небо от края до края темное от обложных туч… Но, правда, проехали с километр - тучи исчезли, засияло солнце.

Первая остановка - Сорокодневная гора, где Иисус Христос подвергся диавольскому искушению, когда удалился на 40 дней в пустыню. Поднимались пешком… высоко. Вокруг - пустыня… Кстати, галилейская пустыня - это не море песка, это - камни, холмы, ущелья. Пасутся длинноухие овечки. На горе нас обступили арабчата, пищат: "Уан шекель…", мы отшутились: "Рашен ноу мани".

Следующая остановка - купальня. А Крещение Самого Спасителя произошло приблизительно в 5 км от впадения Иордана в Мертвое море. Когда мы подъехали к Иордану, уже начинало темнеть, и стало довольно холодно. Тем не менее все побежали окунуться. Ночевали в гостинице в Назарете.

В Галилее был сезон фруктов, и мы купили апельсины и бананчики-малютки. Поскольку бананы - это трава, то их срезают прямо со стеблем, который достигает 2 м. И ты сам отламываешь, сколько тебе надо бананов и несешь на весы. Хотели мы отведать и рыбы, которую продавали местные рыбаки. Но, узнав, сколько стоит порция, поняли, что рыба, которой питались в евангельские времена бедные рыбаки, русским туристам не по карману.

На второй день поехали в Кану Галилейскую, где Господь совершил первое чудо, претворив на брачном торжестве простую воду в вино. Нам показали и водонос, схожий с теми, что употреблялись в евангельские времена.

Когда поднимался на гору Искушений и купался в Иордане, я не задумывался, что ступаю по земле, по которой ходил Иисус Христос. Но чувство восторженности и благоговения - вот это было.

Галилея, купание в Иордане распахнули передо мной Иерусалим заново. Вернувшись, мы пошли в старый город. И вот когда я теперь приложился к Гробу Господню и Голгофе, прошел "Дорогой скорби" - Виа Долороза, - по которому, неся свой крест, шел Христос от преторского судилища Пилата к месту распятия, я прочувствовал, что это - святыня, и у меня пошла молитва.

предыдущая    следующая