Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

БЕСЕДЫ С СОБСТВЕННЫМ СЕРДЦЕМ

Митрополит Анастасий (Грибановский) (1873-1965) уже при жизни своей был назван «служителем Святой Троицы» и признан «блаженнейшим». Монах с 1898 г., епископ Серпуховской с 1906 г. (викарий Московской епархии), с 1914 г. на самостоятельной кафедре епископа Холмского и Любинского, с 1915 г. — на Кишиневской кафедре. Духовное чадо святителя Филарета Московского, кавалер двух воинских (!) орденов за время Первой мировой войны, член Священного Синода при Патриархе Тихоне… Человек удивительной судьбы и несомненных духовных достоинств, митрополит Анастасий долгое время (с 1936 г. по 1964 г.) возглавлял Русскую Зарубежную Церковь. «Беседы с собственным сердцем» признаны одной из лучших книг в современной духовной литературе.

† † †
О человеке справедливо можно сказать то же, что о солнце: при своем закате он лучше виден, чем при восходе.

† † †
Замечательно, что все мы жалуемся на тяготу земного бремени. Однако, чем дольше мы живем на земле, тем более врастаем, подобно дереву, в нее своими корнями. В зрелом и даже в старческом возрасте человек гораздо труднее обыкновенно расстается с земной юдолью, чем в юности; в эту весну своей жизни, когда последняя пенится и льется через край, как молодое вино, он, подобно легкокрылой птице, ежеминутно готов отрясти прах от ног своих, вспорхнуть и улететь. Тогда нашей душе наиболее созвучны слова поэта:

И долго на свете томилась она,
Желаний чудных полна.
И звуки небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

† † †
Есть особый род людей, которые кажутся уже с детства существами не от мира сего. Они слишком светлы и чисты, чтобы долго задерживаться на земле и смешиваться с прахом. Они проходят по ней как некое видение, едва касаясь ее своими ногами, и в раннем возрасте уже отлетают в вечность, оставив по себе "раскаяние", т.е. общее сожаление.

О них говорит премудрый Соломон, что Бог восхищает их преждевременно из этого мира, дабы "злоба не изменила разум их или коварство не прельстило души их; достигнув совершенства в короткое время, они исполнили долгие лета" (Прем. Сол. 4,11-13).

† † †
Замечательно, что в детстве и юности мы хотели бы быть или, по крайней мере, казаться старше своих лет, а во вторую половину своей жизни начинаем вздыхать о невозвратно ушедшей молодости. Таким образом мы желали бы соединить преимущество того и другого возраста, дополняющих друг друга по известному французскому изречению: "О, если бы старость (все) могла. О, если бы юность (все) знала".

Бог, однако, устроил так, чтобы одно поколение нуждалось в другом для более тесного внутреннего объединения людей между собою; бодрая, но часто близорукая юность несет на своих плечах утомленную, но дальновидную старость, указывающую ей верный путь жизни; там, где этот союз между старшими и младшими поколениями разрывается, легко открывается путь к общественной катастрофе.

† † †
Юность всегда внутренне поет и, как арфа, струит из себя тихие и светлые мелодии. Она везде ищет звуков небес - откровения совершенной гармонии и идеальной красоты - особенно в человеке, этом венце творения. Не ее вина, если суровая действительность, разбивая ее мечты, ведет к горьким разочарованиям, и она часто напоминает нам бабочку, летящую на огонь, чтобы обжечь свои крылья.

† † †
Некоторые духовные переживания бывают так глубоки, что как бы выходят из пределов земного порядка, являясь отзвуком иного, высшего мироощущения, которое в это время раскрывается перед нами.

предыдущая    следующая