Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

23 января 2006 г. — Собор новомучеников и исповедников российских

НА КРОВИ МУЧЕНИКОВ ЦЕРКОВЬ СТРОИТСЯ

Двадцатый век в истории Русской Православный Церкви - век особенный: впервые открыто была поставлена цель уничтожить Православную Церковь как таковую, искоренить сам образ христианской жизни. "Мы наш, мы новый мир построим…" И строили… на костях и крови православных мучеников. Ныне Божиим произволением имена многих мучеников за веру Христову становятся известны. После празднования 1000-летия Крещения Руси Русская Православная Церковь получила доступ к архивам, прежде всего архивам КГБ(ФСБ), получила возможность проводить исследования, работать с документами, собирать показания свидетелей, касающиеся репрессий православного священства и гонений на веру в советский период. О работе Комиссии по канонизации новомучеников, исповедников и подвижников благочестия СПб епархии рассказывает председатель Комиссии протоиерей Владимир СОРОКИН.

† † †

- С давних времен на Руси канонизация святого подвижника начиналась движением души народной - к его могиле тянулись паломники, рассказы о чудесах и исцелениях по молитвам к подвижнику передавались из уст в уста. И лишь спустя десятилетия Церковь признавала его святым. Как это происходит в наши дни?

- Вопрос о признании человека святым Церковь всегда решала сама. Но не надо разделять - вот простой народ, а вот - церковные иерархи. Церковь - единый организм, ведь и священники вышли из народа. Вспомните слова Символа веры: "Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь…" Если человек стремится к единству с Богом и людьми, стремится к святости, соборности и продолжению апостольского служения, если его жизнь соответствует канонам христианского благочестия - Церковь признает такого человека достойным почитания.

Народ нынче настроен критически и скептически, и задача Комиссии - сделать все исторически объективно, написать доходчиво и ясно, опираясь на документы и показания очевидцев. Собранный материал отправляем в московскую Синодальную Комиссию.

Я заметил… когда не занимаешься вопросом канонизации - не замечаешь, как быстро летит время. А вот когда занимаешься, приходит понимание, что время, как широкая полноводная река: движение в ней неприметно, но… вода утекает. Так и время уходит, и вместе с ним уходят, умирают драгоценные живые свидетели эпохи новомучеников российских. Их нужно разыскивать, записывать их свидетельства. Через 10-20 лет будет поздно. Как часто приходится слышать, что еще недавно были живы родственники, знакомые такого-то, но скончались… Все - ниточка оборвалась.

Вот когда я еще был ректором Духовной академии, приходили люди, лично знавшие владыку Вениамина и присутствовавшие на его судебном процессе. Тогда не догадались записать их показания, а ныне остались только протоколы и письменные свидетельства.

Но самые сложные 1917-1918 годы, когда расправа вершилась без суда и следствия: раз поп - значит, к стенке. Поэтому узнав, что был такой-то священник, не всегда удается проследить его дальнейшую судьбу. Также важно установить, что священник был расстрелян именно за веру, а не по политическим причинам и не как заложник. Ведь дело идет о канонизации святых мучеников, а не политических деятелей. Хотя… не было такой статьи - "за религиозные убеждения", в таких случаях формулировали так: "измена Родине", "шпионаж", "контрреволюция", "антисоветчина"…

- Сколько новомучеников было канонизировано в нашей епархии?

- Более ста человек. Двадцать представила наша Комиссия. И цифры постоянно растут… Сколько их будет? - Сколько Бог даст.

- Не поторопились с канонизацией? Возможны ли ошибки, из-за которых в дальнейшем потребуется расканонизация?

- Прежде чем был канонизирован св.прав.Иоанн Кронштадтский, прошло чуть меньше ста лет… Мы сейчас занимаемся 1918-1930 годами, т.е. времени прошло достаточно, можно объективно оценить события тех лет. Нынешняя власть на нас не давит, не диктует условия. А произойдет ошибка - Господь как-то укажет на нее, потому и делаем все с молитвой. Наше дело - служебное, решает и делает все Бог. Не исключаю, что могут найтись святотатцы, которые все исказят. Из любой жизни можно сделать карикатуру.

Вот что, казалось бы, можно сказать плохого о прп.Сергие Радонежском или прп.Серафиме Саровском? А когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, некий ученый Гордиенко написал книгу "Русские святые. Кто они?", в которой доказывает, что все русские святые - неправильные. С его точки зрения нужно было канонизировать Степана Разина и ему подобных. Смешно. А кто-то призадумается… Диавол не спит… И потому мы принимаем во внимание только достоверные исторические факты. Вот нам говорят: "На Смоленском кладбище были живьем закопаны 40 священников". Просим: "Дайте документы, подтверждающие этот факт, фамилии священников, дату…" Нет ничего? Значит, и говорить не о чем.

Вот пример тщательного отбора и проверки фактов. На канонизацию Комиссия представляет епископа Белгородского Никодима (Кононова). По поводу его мученической кончины было две версии. Первая: епископа взяли осенью 1918 года на станции после возвращения в Белгород из Киева со съезда епископов юга России, доставили в тюрьму, а в январе 1919 года зверски убили и закопали в тюремном дворе. Версия вторая: епископ был арестован на второй день праздника Рождества Христова в алтаре Троицкого собора. 10 января его, переодетого в солдатскую шинель, расстреляли на пожарном дворе. Верна оказалась первая версия.

- Почему это так важно? ведь версии мало чем отличаются?

- Жития святых - не фантастический рассказ, здесь нет места придумкам и домыслам. Через наш отдел проходят тысячи судеб. В одной только Левашовской пустоши было умерщвлено 47 000 человек. Но ведь не все они новомученики! В те годы немало было и преступников… Но дела-то в архиве вместе стоят. Но если расстреляли, повесили, утопили, закопали живьем - священника, диакона, певчего, церковного старосту - значит, он принял смерть за Христа… Исследовательской работы не на одно поколение хватит. Церковное дело - вечное. И наша работа - на века.

Вот мы сегодня - церковные историки и богословы - изучаем и анализируем мученические акты первых веков христианства, т.е. дела давно минувших дней, происходившие 1800 лет назад… и принимаем на веру. Поэтому и ныне мы не должны допускать ошибок, фальши, благочестивых фантазий. То, что мы напишем сейчас, уйдет в вечность, и это должна быть истинная правда.

- Возможна ли ситуация, что кто-то действительно был замучен за веру, но не осталось ни документов, ни свидетелей. А потом Господь явит святость этого человека каким-то зримым образом?

- Такой поворот событий я допускаю. Поэтому в постановлениях Синода и Собора и сказано: "ведомых и неведомых новомучеников российских". Имена их известны. Но пока только Господу.

Вот например. Блж. Иаков Боровичский, Христа ради юродивый, был убит громом около 1540 года… Весной 1543 года по реке Мсте, что близ с.Боровичи на льдине приплыл гроб с его мощами. Трижды отталкивали льдину с мощами св.отрока… Тогда он явился во сне благочестивым поселянам: "Зачем немилостиво гоните меня, подобного вам христианина? Я - Иаков, получивший имя сие в честь св.ап.Иакова, брата Божия". Тогда мощи поставили в часовне, а в 1657 году перенесли в Иверскую обитель. Господь даровал св. мощам Своего угодника силу исцелять различные недуги.

- Пишутся жития… И сразу представляется святой монах, ученый, который долго молится и постится, прежде чем приступить к этой работе. Известные Четьи-Минеи написаны св.Димитрием Ростовским… Кто и в каком стиле пишет современные жития?

- Жития пишет Русская Православная Церковь. Это соборное деяние: множество людей - священников, монахов, мирян, мужчин и женщин, историков и богословов - работает в архивах и со свидетелями, анализируют книги и газеты тех лет, составляют жизнеописание. Св.Димитрий Ростовский тоже собрал воедино и выстроил сведения о святых, которые были разысканы и описаны до него. Что касается стиля… современные жития суховаты и лаконичны, ибо в них, в основном, исторические факты и мало эмоций

- Когда люди смогут познакомиться с житиями новомучеников?

- В "СПб Церковном вестнике" публикуются статьи, по которым после канонизации новомучеников будут писаться жития. В вашей газете публиковались материалы о мцц.Екатерине Арской и кн.Кире Оболенской. Наша Комиссия готовит уже третье издание Синодика, в котором будет опубликован список нововыявленных репрессированных, уже канонизированные святые и богослужебные тексты.

- Будут ли написаны иконы новомучеников? Можно ли будет их пробрести или же иконы эти будут украшать только тот храм, где святой служил или был прихожанином?

- Новомученики - не местночтимые святые, их почитание будет общецерковным. Сейчас их мало кто знает. Но и св.прав.Иоанна Кронштадтского сначала почитал узкий круг людей, а ныне - вся Россия. Что касается икон… В Александро-Невской Лавре можно приобрести иконы свт.Вениамина, св.Серафима Чичагова, св.Иоанна Кочурова. В храме Феодоровской иконы Божией Матери возле Московского вокзала есть икона св.Льва, а в церкви иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" - икона св.Григория Сербаринова. Эпоха-то какая минула! - мученическая. И по мере того, как она будет отодвигаться от нас, по мере прибегания верующих к заступничеству новомучеников и свершению чудес по молитвам к ним, - будет шириться их почитание.

- Но, возможно, кто-то из них, наоборот, "отступит в тень"?

- Но не будет забыт Церковью. Возьмите в руки церковный календарь, всех ли перечисленных там святых вы знаете? Но их знают те, кто крещен их именем, для кого они являются небесными покровителями. Уже сейчас люди при крещении детей выбирают им имена новомучеников, много крестят в честь царских детей. Мученики - наши скорые помощники и ходатаи пред Господом: сами много претерпевшие в жизни - они и нам помогают претерпевать.

- На ваш взгляд, какое влияние оказывает канонизация новомучеников на наших современников?

- Когда люди узнают о ты-ся-чах замученных за веру Христову, о масштабах гонений, - это повергает в шок, ибо в советское время все было засекречено. А дальше… кто-то укрепляется в вере, большинство по-охают-поахают и успокаиваются. Равнодушие - это беда нашего общества. А ведь что за явление - новомученики? - Это уроки прошлого. Нам надо делать выводы. А мы - прославили, помолились… и ладно. Но Господь выявляет новомучеников, чтобы мы подражали их вере и живыми делами поддерживали дело их благочестия и святости; Господь дает их нам в помощники, чтобы мы, немощные, чувствовали, что мы не одни. Недаром при Крещении в прокимене поется: "Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?" (Пс.26.1). И правда, кого нам бояться? Господь - Отец наш Небесный, Ангелы и святые Его - рядом.

Адрес: 193167 СПб, Александро-Невская Лавра, СПб епархиальное управление, Комиссия по канонизации новомучеников, исповедников и подвижников благочестия СПб епархии. Тел.710-36-29.

Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА

следующая