Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Широки врата…

ПОРОДИСТАЯ ГОРДОСТЬ

Наше время именуют торжеством нового язычества. Но, если вглядеться в его проявления, то ничего нового не обнаружится. Мы хотим поговорить об одной из таких старых как мир языческих привязанностей - поклонении твари вместо Творца. Или, говоря попросту - о собаках в доме.

Собак заводят нынче все больше и больше людей. Богатые новые "русские" по породе собаки могут определить уровень жизни человека из их круга. Ведь есть экземпляры, которые стоят владельцу от тысячи долларов и выше. Они же поощряют и выведение таких пород, которые запрещены во всем мире и в народе называются человекоубийцами.

Но обо всем этом немало написано в светской прессе. Мы же хотим обратиться к тем людям, которые ходят в храм, чтут постановления Церкви, но никак не понимают, почему батюшки не благословляют держать в городской квартире собаку. Почему собака считается нечистым животным и почему, если она забежит в церковь, то полагается ее освящать заново?

Понять все это мешает неестественная привязанность к животному, которая подчас накрепко связывает сознание, волю, поступки.

И так, сам того не желая, не замечая, православный человек становится кумиропоклонником, язычником. Тут, незримо для него самого, с его душой происходит превращение. Он ежедневно грешит и не кается. Не осознает, что нарушает законы мироздания, привязываясь своей безсмертной душой к смертной животной душе пса. Богом животные сотворены на службу человеку. Собака, например, должна быть охотником, уличным сторожем, пастухом овец и вообще помощником в каком-либо труде. Но не объектом ухаживания и поклонения.

Недаром израильтяне, не захотев поклоняться Невидимому Богу Моисея, сделали себе "тельца, ядущего траву" и кланялись ему. Все языческие народы поклонялись животным, обожествляя их, превращая в тотемы.

А сейчас в христианском доме собака порой становится этаким маленьким (а чаще внушительных размеров) божком. Ему приносят жертвы - здоровье, драгоценное время, прокорм (подчас более деликатесный, чем для человека). Божку приносят фимиамы в виде различных шампуней, мазей, лосьонов и пр. И божок этот постепенно начинает требовать все большего и большего. Сегодня он спит на подстилке у двери, завтра - на кресле, а послезавтра - сгоняет с кровати хозяина. Сегодня он ест в углу из миски, а завтра - со стола из лучшей фарфоровой посуды - и все, что захочет.

Сегодня ты, нагулявшись со своим четвероногим другом, уже не в силах встать на молитвенное правило, а завтра ты уже не можешь подвигнуть себя на то, чтобы пойти к исповеди и откладываешь приобщение святым тайнам все дальше и дальше. Да и как-то неинтересно все это становится…

Так человек из сострадания, из любви к животному, а иногда в поисках спасения от одиночества попадает в плен духовный. И уже не животное служит человеку, как заповедано Богом, а человек служит животному. Можно сказать, даже становится прислугой при собаке (иногда такое же отношение бывает и к котам, но это не выглядит столь противоестественно, потому что кошка все-таки домашнее животное).

Предвидим возражения: все это не так, все это неправда, вы уж слишком преувеличили! Но надеемся, что кто-то узнает свой портрет в начертанных выше строках. И, Бог даст, задумается: а так ли уж безобидна заполонившая почти всю жизнь привязанность? Спасает ли это душу или губит ее?

"Православный Санкт-Петербург" №12(78), декабрь 1998 г.

предыдущая    следующая