Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПЕРЕЛИСТЫВАЯ ПРОШЛОЕ... №5

ВЕРЮ В БУДУЩЕЕ РОССИИ

Ответы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы редакции газеты "Православный Санкт-Петербург".

- Многих православных сейчас безпокоит вопрос о принятии нового закона о государственной религии. Нельзя ли узнать, в чем его суть?

- Недавно Государственная Дума приняла в первом чтении проект Закона "О свободе совести и религиозных организаций", который сейчас дорабатывается. В нем не содержится положений о государственной религии - это не предусмотрено действующей Конституцией России, да и само Священноначалие нашей Церкви, как я неоднократно говорил, не стремится к ее огосударствлению.

Проект нового Закона разрабатывается достаточно непросто. Церковь и сегодня считает, что многие его положения далеки от идеала. Так, необходимо более основательно упорядочить деятельность случайных и иностранных религиозных организаций в России, защитить личность и общество от произвола псевдорелигий. В пояснении нуждаются также положения налогового права, имеющие отношение к религиозным организациям. По всем этим вопросам сейчас идут консультации между Церковью и высшей законодательной властью страны. Хочется надеяться, что новый закон будет введен в действие в приемлемом для Церкви виде, тем более, что ныне действующий закон "О свободе вероисповеданий" устарел.

- Как относиться ко всевозможным пророчествам, распространяемым ныне, прежде всего о возрождении России и о конце света?

- До нас дошли предсказания преподобного Серафима Саровского о грядущем духовном воскресении страны. А святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: "Верю в доброе будущее России и Православия на основании, во-первых, общего понятия о Промысле Божием о своей Церкви и, во-вторых, - в частности - на основании пророчества Даниила, изреченного по поводу толкования им сновидения Навуходоносора: огромного истукана, составленного из разных металлов". Церковь с благоговением верует в исполнение этих слов провидцев, тем более, что каждый из нас является свидетелем нынешнего возрождения Церкви Русской, которое по праву именуют Вторым Крещением Руси.

Никто не знает, сколько времени Господь отмерил нам на покаяние и на добрые дела. Но использовать каждый день и час этого времени надобно во славу Божию так, чтобы словами и делами нашими утверждалась Церковь Его. Меня удивляют люди, которые, говоря об апокалиптических ожиданиях, предаются отчаянию, утверждают, что христианский труд уже словно бы и не нужен. Пришествие Господне - великая тайна. "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в своей власти", - говорит Спаситель (Деян.1.7). Ожидая исполнения времен, мы должны трудиться для своего спасения и для преображения окружающего мира. Вспомним слова древнего песнопения: "Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща, недостоин же паки, его же обрящет унывающа".

- Как сохранить гармонию между следованием исконной православной традиции и ответами на проблемы времени?

- Апостол Петр пишет: "Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день просвещения" (1Пет.2.11-12). Будучи странниками в этом мире, будучи членами Церкви - таинственного Тела Христова - мы всегда облечены некоторой инаковостью по отношению к окружающему обществу. Но мы должны всей жизнью своей свидетельствовать этому обществу о Христе.

Храм, богослужение, молитва - это наше прибежище среди бурных волн житейского моря. И, наполнившись благодатным мирным духом Господним, мы продолжаем плавание по этим волнам, дабы нести ближним и дальним свет Христов, помня, что не случайно Бог направил нас в этот мир.

- Что конкретно будет предпринято, чтобы помочь сельским приходам, трудно живущим ныне?

- Мне хорошо известно тяжелое положение многих приходов нашей Церкви, особенно там, где восстанавливаются храмы, переданные в руинированном состоянии. К сожалению, общецерковный бюджет сегодня также весьма скуден, и поэтому помочь материально каждому приходу мы не в силах. Надеюсь, что возрождению приходской жизни будут больше содействовать епархиальные Преосвященные, местные власти, новое купечество. Священноначалие обращалось и будет далее обращаться к государственному руководству с просьбой о выделении средств на восстановление храмовых и иных зданий, являющихся памятниками архитектуры.

- Сейчас возрождается много храмов, монастырей. Перейдет ли количество в качество? Нет ли тут опасности только внешнего благолепия?

- Церковная жизнь всегда начинается с храма, с богослужения. Вот почему так важно, чтобы везде, где образуются православные общины, воссоздавались храмовые здания, которые немыслимы без благолепного обустройства. Однако восстановлением храма приходская и монастырская жизнь не ограничивается. Если везде, где совершается богослужение, будут церковные школы, будет катехизаторская и миссионерская работа, будет служение милосердия, - тогда в церковную жизнь вовлекутся сотни, тысячи людей, и эта жизнь станет полнокровной.

- Ваше Святейшество, Вы несколько лет были правящим архиереем нашей епархии. Как вам кажется, в чем особенность церковной жизни в Санкт-Петербурге?

- Четыре года служения в качестве правящего архиерея Санкт-Петербургской епархии оставили у меня самые добрые впечатления. Это было время начала активного возрождения церковной жизни. В эти годы были возвращены честные мощи святого благоверного князя Александра Невского, святые мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, а затем и святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. В этот же период, не без трудностей, были открыты Свято-Иоанновский монастырь на Карповке, Свято-Преображенский Валаамский монастырь, часовня блаженной Ксении Петербуржской. С особым духовным подъемом прошло прославление святой блаженной Ксении и святого праведного Иоанна Крон-штадтского. Все эти радостные события необычайно объединили правящего архиерея, духовенство и верующих епархии, которые вместе молились и трудились ради возрождения Церкви Христовой. Никогда не забуду того духовного подъема, который испытал в эти годы.

Северная столица всегда играла особую роль в жизни России и Русской Церкви. Она имеет уникальные храмы, подобных которым нет нигде в стране. В ней Высшая Церковная Власть имела резиденцию с начала XVIII по начало XX века, что связало город со всеми важными вехами церковной истории того периода. Вот почему Санкт-Петербург должен быть добрым примером церковного служения во всех областях - в устроении храмов и богослужения, в сохранении традиций, в миссии, образовании, делах милосердия.

- Каково Ваше отношение к православным изданиям, официально находящимся вне рамок церковного управления, но исполняющим добровольное послушание, как наша газета?

- Те средства информации, которые имеют церковное благословение - в центре на уровне общецерковного Священноначалия, в епархиях на уровне правящего архиерея - должны твердо придерживаться духа и буквы церковных определений, не допускать участия в политической борьбе ни на чьей стороне, объективно и в мирном духе освещать церковную жизнь. Те же, кто такого благословения не имеет, не могут и говорить от имени Церкви или епархии. Единственным же центральным официальным церковным органом является "Журнал Московской Патриархии". К сожалению, описанный мной подход не всегда сегодня соблюдается, и я призываю твердо следовать ему.

- Может ли церковная цензура контролировать действия, направленные на "размывание" Православия? В нашем городе этим занимаются, например, радиостанция "Теос", различные богословские организации.

- Сказанное мной касается и околоцерковных общественных организаций. Конечно, мы не можем осуществлять цензуру публикаций и действий, имеющих место вне и помимо церковных структур. Но если какая-то организация именует себя православной, церковной, она должна прибегнуть к благословению канонического Священноначалия. В противном случае Церковь может заявить, что та или иная деятельность, даже если в ней участвует священник, не имеет к Церкви никакого отношения.

- Если в епархии нет пресс-секретаря, нет возможности получить проверенную информацию, - каков, на Ваш взгляд, выход из положения?

- Пресс-секретарь - не обязательная должность в епархиальном управлении. Такой должности нет и при Патриархе. Необязательно копировать в Церкви светские структуры. Но одной из обязанностей епархиальных властей является распространение должной информации о церковной жизни, и органы печати могут обращаться в епархиальное управление по любому поводу. Сейчас налажен регулярный выпуск "Журнала Московской Патриархии". Конечно, его корреспонденты не могут постоянно бывать в каждой епархии, но надеюсь, что усилиями епархиальных управлений редакция будет получать достаточно информации, чтобы из нашего официального журнала ее могли черпать все, кому требуется.

Кроме того, как раз сейчас начинается испытание нового проекта сотрудничества между Издательским советом Московского Патриархата и ИТАР-ТАСС - совместное издание вестника с информацией о жизни Православия, на технической базе ИТАР-ТАСС. Вестник предназначен для использования не только СМИ, но и иными подписчиками. Мы еще не знаем, каков будет этот эксперимент, но и от местных епархиальных управлений и корреспондентов будет зависеть богатство и разнообразие помещаемой в вестнике информации.

- Ваше Святейшество, просим Первосвятительского благословения и пожеланий нашей газете.

- Господь да дарует всем вам мир, радость, успех в каждом добром деле.

"Православный Санкт-Петербург" №3(57), 1997 г.

следующая