Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Зри в корень

ДАВАЙТЕ ВЗРОСЛЕТЬ!

Т.С. Юшманова, «Праздник», 2000 г.В Петербурге прошла выставка учеников Ильи Глазунова, студентов Российской Академии живописи, ваяния и зодчества - чем не повод для радости? Никакого модернизма, никакого абстракционизма, никто не рубит иконы топором, никто не вставляет в золоченый оклад банку красной икры. Названия выставленных картин: "Воскрешение отрока прп. Сергием Радонежским", "Сретение Владимирской иконы Богоматери", "Портрет адмирала Ф. Ушакова", "Старинная русская свадьба"… Ходить по такой выставке да радоваться…

Я переходил от одной картины к другой - от сияющего добродушием "Павла I" к разлегшемуся где-то на вершинах Кавказа "М.Ю. Лермонтову", от пестроодетых бояр к одетым в рубище апостолам и старательно пытался вызвать в себе радость… Нет, не получалось! И дело не в том, что работы студенческие, что нельзя слишком много от них ожидать, что молодым художникам еще недоступно зрелое осмысление того, что они взялись изображать… Дело не в этом.

Многим, я знаю, понравилось то, что глазуновские студенты старательно следуют заветам старых мастеров. До такой степени старательно, что, переходя от холста к холсту, можно едва ли не под каждым подписывать: это сделано "под Бруни", это - "под Репина", это - что-то из передвижников, это - Рябушкин, это - "мирискуссники"… И так далее. Кому-то это нравится, а у меня невольно создалось впечатление, что все эти молодые художники родились где-то на рубеже XVIII и XIX веков и знать не знают о том, что происходило в мире за последние десятилетия. Речь, разумеется, не о том, что к началу XXI века реализм отжил свое, просто и реалистам невредно прислушиваться к голосу времени и искать свои пути в искусстве.

И не только о живописной манере речь. Мне хочется сказать и о темах, избранных вчерашними студентами. Древняя Русь, евангельские сюжеты, портреты выдающихся деятелей прошлого… Зрителям, которым омерзела живописная русофобия, сладострастное любование уродством, глубокомысленная безсмысленность темы студенческой выставки не могут не пролить бальзам на душу. Но для человека, постоянно живущего в среде современной православной культуры, это не может не восприниматься, как назойливое повторение давно пройденного. Это, кстати, повод для отдельного разговора - разговора о великой слабости нашего нынешнего православного мира; и слабость эта в том и заключается, что мы слишком пристально всматриваемся в прошлое, а настоящее видим в одном черном свете, что же до будущего, то этого будущего для нашего брата попросту нет - впереди у нас только конец света. Но пора бы нам понять, что настоящее останется черным до тех пор, пока мы сами не начнем его освещать. Надо научиться находить в современном мире нечто достойное, нечто светлое, нечто великое, и чем больше мы будем его искать, тем чаще оно станет появляться. Если же художники будут ограничиваться иллюстрациями к учебнику истории для средней школы, вольно или невольно приучая нас к мысли, что все, достойное изображения, осталось в прошлом, то так оно в конце концов и получится. Народ не может питаться одними воспоминаниями: если человек живет лишь прошлым, значит, жизнь его кончена и впереди - только смерть. И в этой связи хочется с благодарностью вспомнить работу Юлии Кузенковой "Пасха": вот что-то живое, что-то современное - и в то же время теплое, яркое, любимое. Пасхальная ночь, народ со свечками возле храма - не статисты в русских народных костюмах и в молитвенных позах, а мои знакомые, мои друзья, мои родные…

Что еще понравилось на выставке? Портрет Андрея Рублева, работы В.А. Черного - очень простая, безпафосная работа, однако исполненная сдержанного величия и глубины. Преподобный иконописец на ней - удивительно узнаваемый, похожий на кого-то из нынешних молодых батюшек. Вспомню еще два портрета: Михаила Булгакова (работа С.В. Сутягина) и композитора Скрябина (работа А.П. Пирогова). И Булгаков и Скрябин в современной православной табели о рангах - персонажи отрицательные, и художники таковыми их и изображают, но удивительно тонко, без нажима и - я бы сказал - с любовью. Напыщенный высокомерный Булгаков и изломанный, похожий на Мефистофеля Скрябин - это не карикатуры; авторы отчасти даже любуются своими героями, но вздох сожаления слышен в этом любовании…

Итак, друзья, - те из вас, кто не успел побывать на выставке в Манеже, не огорчайтесь. Есть надежда, что когда ученики Ильи Глазунова вновь привезут свои работы в Петербург, это будет уже более зрелая, продуманная, выстраданная живопись, а не студенческие натурные постановки, - у нас есть повод так думать.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая