Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Обыкновенное чудо

РУССКИЙ ЖИВОЙ ОРГАН

зял Роланд свой могучий рог и затрубил. Из слоновьего бивня сделан рог Олифант, зычен его голос. Услышал король Карл зов боевого рога и поспешил с войском в долину Ронсеваль на выручку Роланду…" - гласит старинная английская легенда. А еще использовали в средневековой Европе рога животных в псовой охоте

И в России рога животных применялись долгое время лишь в псовых охотах. Но неугомонный, творческий русский дух на этом не успокоился, там, где весь мир нашел чему-либо одно-два применения, русскому обязательно нужно изобрести третий способ. И вот в 1751 году директору императорских театров графу С. Нарышкину пришла идея сотворить рогово1й оркестр. Исполнение своей задумки он поручил капельмейстеру Яну Марешу. Тот согласовал обычные охотничьи рога по полутоновому звучанию и создал единый по тембру роговой оркестр.

Звучание необычного оркестра произвело столь сильное впечатление на императрицу Елизавету, что она тот же час повелела создать такой оркестр при дворе. Очень быстро рогова1я музыка стала настолько популярной, и без нее уже не обходилось ни одно важное мероприятие или праздник. А когда на Неве и Фонтанке устраивались серенады… роговые оркестры были просто незаменимы, и каждый вельможа стремился иметь свой оркестр. Побывавшая в 1806 году в Петербурге парижская актриса Луиза Фюзиль писала: "Как изобразить этот чистый воздух, это спокойствие, пейзаж, видимый в сумеречном свете, словно сквозь легкий газ, и эту роговую музыку, - особенность России, - гармония которой, слышимая издали на воде, кажется доносящейся с небес".

Действительно, звучание роговой капеллы создает у слушателя особое состояние, которое словами не объяснимо и выходит за рамки обычного представления о музыке. Когда я услышала эту музыку впервые, долго гадала, что за инструмент может ее производить? Скрипка, труба, клавишный инструмент… Звучала знакомая с детства русская народная песня "Ах ты, степь широкая", которую часто играл мой отец на баяне. Песня знакомая, а на чем играют, не понять. Руководитель Роговой Капеллы Сергей Песчанский объяснил, что происходит это оттого, что каждый музыкант играет на своем роге всего одну ноту, а все вместе создают музыкальное произведение! Это тяжело представить, но все вместе они звучат как орган. "Русскую Роговую Капеллу" так и называют - "живой орган". Недаром композитор Андрей Петров сказал: "Русская Роговая Капелла" - это уникальный коллектив фантастических звучаний". А народный артист России, профессор Андрей Глухов, пророчит: "Этот замечательный коллектив будет вызывать восхищение на самых лучших площадках мира".

- А где вам уже удалось побывать с гастролями? - спросила я у администратора Всеволода Нагаенко.

- За три года существования оркестра состоялось уже более 250 концертов. Играли в Греции - в Салониках и в г.Лариса, выступали в Москве, Петербурге, приняли участие в международном симпозиуме медных духовых инструментов в Валенсии в Испании.

- Вы сказали "медных духовых инструментов"…

- Ну конечно. Рога животных остались в далеком прошлом.

Вообще история русских роговых оркестров весьма печальна: они просуществовали чуть больше 100 лет и были вытеснены духовыми и симфоническими оркестрами. Тогда решили усовершенствовать рога… Увы, при этом потерялась красота звучания, а потом этот уникальный вид творчества русского народа и вовсе исчез. Последняя попытка возродить роговой оркестр была предпринята в день коронования Николая II (1896 г.), но оказалась неудачной. Роговые оркестры были забыты…

И только в 2001 году нашлись энтузиасты, которые решили возродить забытое русское искусство. Но когда музыканты обратились за помощью на завод музыкальных инструментов, им посоветовали: "Не беритесь - безполезно!" Слава Богу, у русского народа нет понятия "невозможно". Идею возрождения роговой музыки поддержал ректор университета Г.А.Бордовский, и теперь "Русская Роговая Капелла" имеет в университете зал для репетиций, а в его главном корпусе (бывшем дворце президента Российской Академии наук, графа К.Разумовского) проходят концерты.

Сегодня в составе капеллы 17 музыкантов (от 18 до 60 лет), а коллекция рогов насчитывает 72 инструмента длиной от 10 см до 2,5 метров. Но в отличие от роговых оркестров прошлого, где каждый исполнитель играл только на одном инструменте, музыкантам "Русской Роговой Капеллы" в некоторых произведениях приходится играть на двух-пяти рогах. Репертуар богат и разнообразен - это классические произведения русских и зарубежных композиторов, народная и духовная музыка: заключительный хор из оперы "Жизнь за царя" Глинки - "Славься", марши лейб-гвардии Преображенского полка и его величества Кирасирского полка, "Да исправится молитва моя" П. Чеснокова, "Песнь о вещем Олеге" и незабываемый "Вечерний звон", русские народные песни.

Вновь звучит над Невою русский живой орган, где каждый - одна нотка, а вместе - оркестр. Быть может, нам вновь захотелось почувствовать себя частью целого - города, народа, страны.

Пересказала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая