Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Добро

ХУД ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ

Едва вы переступаете порог музея Хлеба - начинается сказка. Вас встречает знаменитый румяный колобок, вскинув тестяные ручки в приветствии и хитро скосив глаза на выпеченный из теста сундук, до верху щедро наполненный булками, батонами, кренделями и сдобой. А дальше мимо ветряной мельницы в человеческий рост, собранной из сушек, вы будто по лесной тропинке идете по узкому коридору, и из витрин вас приветствуют выпеченные из сладкого шоколадного теста, украшенные сахарной глазурью Лягушка-царевна, Заяц, Лиса Патрикеевна и Михайло Потапыч с берестяным коробом на спине. Эти хлебные звери были подарены музею Хлеба Сестрорецким хлебопекарным заводом.

Невелик музей - всего-то два зала, но в них вместилась история хлеба и хлебопечения с древнейших времен до наших дней.

Посетители с интересом рассматривают серпы, крупорушки, жернова, квашни для замешивания теста, длинные деревянные лопаты, с помощью которых только и можно посадить караваи в огромную русскую печь. А дети с удовольствием своими руками задвигают ухватом в ее гостеприимное чрево чугунок, правда, без каши.

Молодая девушка-экскурсовод, показывая ребятишкам серп, уважительно рассказывает: "Жать рожь и пшеницу было нелегким делом, для этого нужно было с утра до вечера кланяться матушке-землице. Зачем? Да ведь, чтобы срезать колоски по самый корешок, нужно было каждый раз низко наклоняться". Всякие работы в русской деревне начинались с молитвы. Перед пахотой сыновья кланялись родителям в ноги, просили благословения и, помолившись, шли на пашню. А чтобы урожай был богатый, крестьяне по весне определяли "спелость земли" - нужное время для сева. Сеятели перед первым днем мылись в бане и одевались во все чистое, а семья провожала их до ворот. Благочестивые крестьяне во время пахоты и сева пели пасхальный канон и стихиры. А когда наступало время жатвы, зажин совершала выбранная общиной женщина, чаще старушка-вдова, известная без-упречно-нравственной жизнью. Она зажигала в избе свечу у икон и, положив несколько земных поклонов, отправлялась в поле. Сжав три снопа, складывала их крестообразно друг на друга; а вернувшись домой, молилась и гасила свечу. На следующее утро начиналась жатва.

Идем дальше. Вот это хлебище! Такие огромные караваи - до 16 кг, а в праздники и до 32 кг - выпекались раньше в монастырях. Хлеб долго не черствел, потому как выпекался с молитвой да из ржаной муки, ведь "матушка рожь кормит всех, а пшеничка - по выбору". И всяк человек мог купить на копейку большой кусок монастырского каравая, который сытость на весь день давал.

Во втором зале - парад хлебобулочных изделий: каравай, крендели, ватрушки весовые, хлебы - боярский, бородинский, карельский, пеклеванный, ржаной обдирный… На столах - пряники, расстегаи, кулебяки в виде румяных поросят… Глядя на это изобилие, захотелось отломить краюху простого ржаного хлеба, посыпать хрустящими крупинками соли и съесть, переполняясь любовью и благодарностью к земле, родившей это чудо - хлеб.

Директор музея Марина Дмитриевна Яковлева с гордостью говорит: - Конечно, в краеведческих музеях многих городов есть стенды, посвященные продовольствию, но музея Хлеба нет нигде. К тому же в нашем городе отношение к хлебу - особенное: 900 дней блокады - не просто исторический факт, это незаживающая рана. Во втором зале мы оборудовали блокадную комнату, где каждая вещь - печка-буржуйка, бидон, которым носили воду с Невы или Фонтанки, репродуктор, приносивший вести с большой земли… - обретают голоса и рассказывают, как люди выживали, борясь с холодом и голодом, и верили в победу. Самым тяжелым был период с середины ноября 1941 по январь 1942 года, в это время хлебный паек был самым маленьким: рабочие и служащие получали по 250 граммов хлеба, дети и иждивенцы - по 125.

На отдельном столике - зачерствелый кусочек черного с какими-то белесыми прожилками хлеба - те самые сдобренные солеными слезами 125 блокадных граммов. Отложите в сторону сдобные батоны, румяные булки и сайки, испеките хлеб по блокадной рецептуре: в муку ржаную обойную добавляли отруби ржаные, мучную пыль, овсяную муку, гидроцеллюлозу, для увеличения объема - перемолотую лузгу от семечек и витамины - муку из соснового луба, которая спасала от цинги. Съешьте этот хлеб и поклонитесь до самой земли ленинградцам, и выжившим и умершим, но не сдавшим родной город фашистам на уничтожение… Приходит глубинное понимание слов, висевших раньше в каждой булочной: "Хлеба к обеду в меру бери, хлеб драгоценность - им не сори".

М.Яковлева: - К сентябрю мы готовим новую экспозицию, рассказывающую об истории хлебопечения на петербургской земле, начиная с живших здесь ингерманландцев. А русский народ всегда относился к хлебу, как к Божьему дару; хлеб, предназначенный для обеда, ставился под иконы, ведь как изобилен ни был бы стол, но "худ обед, коли хлеба нет". Мы обратились в СПб Духовную академию с просьбой помочь нам рассказать о культовом и обрядовом хлебе, об истории монастырского хлебопечения, о роли Александро-Невской Лавры в снабжении города хлебом. У нас уже есть ценные для изучения кулинарии и хлебопечения прошлых веков миниатюры. Вот на миниатюре из жития прп.Сергия Радонежского показан весь процесс выпечки хлеба.

Я уже собиралась уходить, когда заметила, что группа школьников после экскурсии направилась в некую дверь. Оказалось, что ребят на прощание угощали чаем с блинами (была масленица), которые напекли в музейной трапезной. Год назад, пояснила служительница музея, экскурсантов поили чаем со сдобой… Но в зале, где проходили чаепития, течет потолок. Пришлось отказаться от этой традиции. Но скоро музей переедет в новое помещение, и тогда милости просим - на экскурсии с чаепитием.

Адрес: 191040 СПб, пр.Лиговский, 73. Тел. 164-11-10.

Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая