Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ДОЖИВЕМ ДО ГЕРОИЧЕСКОЙ ЭПОХИ…

Интервью главного редактора газеты "Православный Санкт-Петербург" А.Г. Ракова с Председателем СПб отделения Союза Писателей России И.И. Сабило.

- Русская литература - безценный вклад в сокровищницу мировой культуры, но теперь появился какой-то новый термин: "российская литература". Объясните, пожалуйста, разницу.

- Этот, с позволения сказать, термин возник в оголтелое время начала перестройки, когда едва ли не официально запрещалось все, что называлось "русским". Но сейчас усилиями прежде всего писателей - да и просто людей думающих, любящих Родину - наиболее агрессивные русофобы несколько потеснены. И вот, что интересно: я могу совершено точно сказать, что большое значение в этом сыграл юбилей Александра Сергеевича Пушкина. В дни юбилейных торжеств даже отъявленные русофобы стали бить себя в грудь и говорить: "Мы тоже русские, и великий русский поэт Пушкин - это и наш поэт!" А все же до сих пор, нет-нет, да и придет в голову кому-то из "остроумов" сказать не "великая русская литература", а "российская литература". Договорились уже до того, что и язык у нас не русский, а "российский". Да такого в принципе быть не может! Ни одному нормальному человеку в голову не придет сказать "великобританская литература" или "великобританский язык". Причина тому проста: в Великобритании есть языки - английский, ирландский, шотландский и т.д. Так же, как и в России есть язык русский, якутский, татарский, башкирский, и, следовательно, нет никакого "российского языка", но есть российские языки, среди которых первенствующее место по праву занимает русский.

- Спасибо, Иван Иванович, я очень рад услышать такие слова. Ответьте же и вот на какой вопрос: не кажется ли вам, что уровень писательского мастерства сейчас намного ниже, чем в советские годы? Быть может, это связано с тем, что поступить в Союз писателей стало намного проще?

- Мне так не кажется, и я почти физически это ощущаю… Да, золотым веком русской литературы был XIX век… К сожалению, мы - по разным причинам - не смогли достойно продолжить то, что творили наши гении… Вместе с тем советские годы обогатили русскую словесность такими именами, как Михаил Шолохов, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Александр Твардовский и многие-многие другие. Их традицию мы по мере сил стараемся продолжить. Но тут нужно, видимо, сказать несколько слов и о том времени, в которое нам довелось жить. Главная особенность нашего времени - не разруха, не предательство национальных интересов; главное - это то, что наше время не рождает героев. А гений - это тот же герой. Нет героев - отсюда и все нынешние беды в России. Нет героев - и в стране царит бедность, безработица, неудовлетворенность жизнью, самоубийства, которые сейчас идут лавиной… Вспомните: недавно мы пережили волну офицерских самоубийств. Несколько лет назад в течение одного года 535 русских офицеров - и среди них три генерала - покончили с собой. Не было среди них героя. Я бы всерьез поставил вопрос: не является ли самоубийство для офицера неким видом дезертирства?..

- А по православной традиции это вообще страшный грех, который не прощается Церковью…

- Тем более. Вместо того, чтобы положить голову за други своя, защищать свой народ, выбирается более легкий путь - пустить себе пулю в лоб. Я писал об этом в своем рассказе "Перед затмением"…

- Все же, Иван Иванович, мы немножко уклонились… Все, что вы сказали, - это очень интересно и правильно, но я хотел бы вас вернуть к литературе.

- Сейчас такое время, что нужно подумать и о том, как воспринимает литературу нынешний читатель. Что вообще сейчас читают? В основном облегченную литературу, которая не обогащает тебя, не учит, не воспитывает, а совсем наоборот. Мало сказать, что книги эти бездарны… В них нет образа, нет героев, а есть только олицетворенные функции - этот следователь, этот убийца, это проститутка, это прокурор. Но что это за люди? Откуда они родом? Кто их родители? Литературная несостоятельность не позволяет автору это показать, а потому его книга не только не обогащает, но и последние соки из читателя тянет. Ведь, читая такое произведение, незаметно для себя пытаешься дополнить то, чего не додал автор.

- Более того: читатель становится пособником творящихся на страницах книги безобразий: ведь человек ставит себя на место убийцы…

- Да, примеривается: как бы я поступил на этом месте… Как бы я спрятался, как бы я скрылся. То есть научается тому, чему бы в принципе учиться не надо. Но вместе с тем я бы сказал, что в большинстве своем наша писательская организация состоит из тех людей, кто не покусился ни на чужую совесть, ни на чужую власть…

- Я как раз хотел задать вопрос: назовите несколько писателей, членов Союза, книги которых стоит прочесть.

- Стоит прочесть книгу Николая Николаевича Скатова "Пушкин. Русский гений". Она вышла как раз к юбилею Александра Сергеевича. Прочтите обязательно книгу Александра Скокова "С пролетной стаей" - за нее он в 2002 году получил премию правительства СПб. Стоит прочитать книги Алексея Грякалова, профессора Педагогического Университета. Не пожалейте времени на книгу академика Российской Академии Образования Королькова Александра Аркадьевича - "Философия русского православия". Хорошие книги пишет Андрей Петухов, особенно мне нравится его армейская проза. Две книги - военные повести и роман "Белый аист летит" - только что опубликовал Аркадий Федорович Пинчук, один из крупнейших наших прозаиков и драматургов. Всех не перечислишь, понятно…

- Председатель Союза Писателей Валерий Ганичев с большим уважением отзывается о петербургской поэтической школе. С этим нельзя не согласиться: имена Глеба Горбовского, Николая Рачкова, Ивана Стремякова известны всей стране. Наряду с ними писательское издательство "Дума" выпускает массу слабых поэтических книг…

- Откровенно слабых книг я в общем-то не встречаю… Да об откровенно слабых и размышлять не хочется: после прочтения одного-двух стихотворений видишь, что они не обезпечены ни душой, ни талантом, ни совестью, и пропадает желание продолжать знакомство с таким автором. Но вот к перечисленным вами именам я бы добавил еще несколько. Это прежде всего Владимир Морозов. Это - Николай Астафьев, мы его, к сожалению, мало знали, а он сейчас выпустил замечательную книгу "Утешение". Всем советую ее прочесть. Владимира Скворцова назову, который сейчас занялся издательской деятельностью и выпускает журнал "Невский Альманах" Кого еще можно назвать? Ирэну Сергееву, которая много работает…

- Да, "День Русской Поэзии", который она создает, - это явление, и нельзя его переоценить…

- Это настоящий подвижнический труд. И кроме того в нашей писательской организации более 20 человек живет не в Петербурге, а в области, в маленьких городках и даже в селах. В Кингисеппе, например, живут два поэта - Вера Бурдина, лауреат премии "Ладога" им. Александра Прокофьева, и Владимир Петруничев - прекрасный русский поэт. Представляете: на такой маленький город два хороших поэта!

- Бурдину я читал в сборнике лауреатов премии "Ладога".

- Да, этот сборник называется "Россию сердцем обнимая" - прекрасно изданная книга. Вы обратили внимание, что обложка в ней из бересты сделана? И еще я назвал бы прекрасного поэта, лауреата премии "Ладога", - Александра Сергеевича Люлина.

- Да, я очень люблю Люлина, его книгу "Обнаженные слова"…

- А сейчас в издательстве "Дума" у него новая книга готовится.

- Однажды я спросил у одного критика: "Почему критические статьи напоминают патоку? Где благожелательная критика недостатков?" На что она мне ответила: "Мы должны беречь людей, нас так мало!" Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу критики.

- А я хочу вспомнить слова нашего выдающегося филолога Бориса Ивановича Бурсова… Он говорил о том, что к критике нужно относиться так же бережно, как и ко всей литературе. Литературоведение занимается классикой, историей литературы, а критика изучает сегодняшний день… Подвергая критическому разбору только что вышедшую книгу, критик должен понимать, что это написано не в один присест: бывает, что книга создавалась годами. Ее надо выносить, над ней надо много думать - и поэтому правы те критики, которые устанавливают для авторов щадящий режим. Вместе с тем не забывайте, что литературной критике сейчас закрыты все пути и дороги: нигде ее не печатают. Ну, слава Богу, появилась сейчас "Литературная газета", возрожденная усилиями хорошего русского писателя Юрия Полякова. И все же нам сейчас надо делать все необходимое для того, чтобы поддержать критику как жанр, иначе мы так никогда и не определимся с цыплятами - от русской пословицы "Цыплят по осени считают", - мы никогда не разберемся с тем, что мы имеем, не отличим зерна от плевел. Нужен строгий, умный, критический взгляд на то, что происходит сейчас в литературе. Ведь сейчас такое безобразие творится в нашей словесности, такое множество подделок!.. Я расскажу коротенький случай. У нас в квартире кран потек. Вызвали сантехника. Сантехник пришел, увидел мою библиотеку, восхитился и сказал: "Я тоже такую хочу! Сколько ты ее собирал?" - "Да всю жизнь". - "Нет, мне это не подходит, я сделаю быстрее!" - "Делай, если сможешь…" И что вы думаете? Прошло лет пять, снова у меня ломается кран, снова приходит тот сантехник. Вспомнил меня и говорит: "Поехали, посмотришь, какая у меня библиотека!" Я человек любопытный - поехал. Только вошли в дверь, смотрю, у порога стоит хиленькая полочка, и на ней несколько книг: "Казаки" Толстого, Есенин, Пушкин, Лермонтов, Некрасов - старенькие такие. Сразу было видно, что приготовлены они на выброс. А он меня ведет в свою гостиную, и там все стены в стеллажах… Мама родная! Количество действительно впечатляющее. Но что там, под обложками!.. Чудовищный ширпотреб, не книги, а как я говорю - лакированные кирпичи. И сказал я моему новому знакомому: "К сожалению, это у тебя не библиотека. Дело-то в том, что все хорошие книги, написанные за всю историю человечества, - известны. У каждой из них своя слава, своя ячейка во всемирной библиотеке - как у элементов в таблице Менделеева. Таких книг у тебя только одна полка - и ту ты приготовил к уничтожению. А между тем именно с нее и могла бы начаться твоя библиотека!"

- Сейчас писательская организация насчитывает по России 6 тыс. членов. Много это или мало?

- Возможно, вы удивитесь, но я считаю, что мало. Я где-то читал, что официально зарегистрированных писателей в одном только Париже что-то около 40 тысяч. Не нужно бояться цифр: талантливые писатели, музыканты, художники - они друг друга не теснят, им везде просторно. И еще: если вспомнить, что эти 6 тысяч делятся на поэтов, драматургов, критиков, прозаиков, публицистов, военных писателей и т.д., то окажется, что в каждом конкретном жанре работает не так уж и много литераторов. А если вспомнить и про территорию, и поделить 6 тысяч на количество областей России…

- Хотел узнать ваше мнение о моей последней книге "Былинки"…

- Я прочитал вашу книгу и думаю, что самое ценное в ней, это то, что она еще раз знакомит меня с человеком, который каждое свое произведение обезпечивает душой и совестью. Это написано моим современником… Вы откликнулись на стихи многих наших поэтов, вы интересны как писатель-собеседник, вы - на острие современной мысли нашего Отечества. Вы не сводите счеты, не мстите никому, а наоборот, стараетесь поднять читателя до своего высокого уровня. Более того, могу сказать, что я от вас жду художественного произведения.

- Для меня поэты - это родные люди. Нет для меня чужого человека по имени Иван Стремяков: он хороший поэт, а значит родной, близкий мне человек. Его стихи - это как будто я сам написал.

- И я люблю такие стихи, которые как бы сами родились, - как колокольчик, как ромашка.

- Как вы смотрите на объединение двух союзов? Пришло ли для этого время? Всем ли по душе это объединение? Не получится ли так, что вскоре снова придется разводиться?

- Мне кажется, что этот вопрос поставлен неправильно. Об объединении речь не идет. Мы не собираемся сливаться в одну семью, мы собираемся дружить семьями - насколько это получится. Мы создаем Ассоциацию писательских союзов нашего города, но при этом сохраняем устав нашей писательской организации, точно так же, как и они сохраняют свой Союз писателей СПб. Вместе с тем мы понимаем, что две крупнейшие организации, в которых сосредоточены профессионально работающие писатели, должны иметь свою ассоциацию, объединяющую их для разговора с властями. Не нужно, чтобы нас затаптывали раплодившиеся донельзя самдельные союзы, - их сейчас по городу то ли 8, то ли 10. Ведь сейчас система в государстве такова, что если три графомана соберутся, назовут себя гениями, то Министерство Юстиции тут же зарегистрирует их как гениальных писателей.

- И последний вопрос: а нужен ли вообще союз? До революции его не было, а литература была.

- Союзы всегда были, и до революции тоже, но в те времена писатели объединялись не административно, а вокруг журналов. У каждого журнала был свой круг авторов. Когда Некрасов возобновлял "Современник", какие чудесные силы, какой союз образовался: тут и Гончаров, и Тургенев, и Толстой, и многие другие писатели. Формально это не называлось союзом, но неформально союзы существовали. Более того: 145 лет тому назад был организован своего рода надсоюз - Литературный фонд России, который существовал для поддержки "неимущих и пьющих писателей". Его создавали Дружинин, Толстой, Тургенев, Достоевский… Итак, организация нужна: чтобы заботиться о писателях, чтобы помогать писателям, чтобы, наконец, создавать своего рода культурное поле, творческую среду, питающую авторов. Писатель творит в одиночестве, но общение ему так же необходимо - общение, помощь, поддержка.

22 апреля 2005 года председателю Санкт-Петербургского отделения, секретарю Союза Писателей России И.И. Сабило исполняется 65 лет. Редакция газеты "Православный Санкт-Петербург" поздравляет Ивана Ивановича с его праздником и желает ему многая и благая лета!

предыдущая    следующая