Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

17 февраля 1790г. была освящена церковь вмц.Екатерины в Мурино

ВСЕ КУМАЧИ ПРОНЕСЛИСЬ И ПРОПАЛИ, РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ — СТОИТ

Протоиерей Николай ТетерятниковМуринская церковь во имя св. вмц.Екатерины возникла благодаря… любви. История гласит, что с 1749 по 1917 год деревня Мурино принадлежала старинному дворянскому роду Воронцовых. В 1781 году граф Семен Романович женился на дочери адмирала Сенявина - Екатерине. Коротких четыре года длился счастливый брак. В 1783 году графа назначили посланником в Венеции, куда он забрал с собой жену, сына и дочь. Зима в Венеции выдалась непривычно суровой, дом посланника не был подготовлен, и, заболев чахоткой, в августе 1784 года Екатерина Алексеевна умерла. Удрученный граф в письме просил своего брата Александра увековечить память жены, построив церковь в Мурино, куда потом будет перевезено ее тело. Екатерина Воронцова так и осталась похороненной в греческой церкви св.Георгия в Венеции, а в Мурино, по проекту архитектора Н.А.Львова, вырос красивый храм во имя св.вмц.Екатерины, а недалеко от храма был найден святой источник, к которому до сих пор едут люди за святой водой. О том, как возрождался после 50 лет забвения и чем живет храм ныне, рассказывают настоятель протоиерей Николай Тетерятников и архивариус Наталья Яковлевна Серебрякова.

Эта долгая дорога к храму

- Батюшка, расскажите немного о себе, как, почему вы решили стать священником? Как стали настоятелем муринского храма?

- Я с детства привык к тому, что вечером надо становиться на коленки и молиться. А поскольку я каждое лето ездил к крестной моей мамы в деревню под Ярославлем на поездах, деревянные вагоны которых приходилось брать штурмом, то и молился: "Господи, вот я сейчас лежу в теплой кроватке, а кто-то сейчас на вокзале, не может уехать… Помоги им, Господи!"

Но религиозность моя была заслугой не отца с матерью, хотя дома у нас висели иконы и на Пасху мама водила нас в церковь. Отец же был вовсе неверующим. Верить в Бога меня научили сестры моей бабушки - монахини Зосимовой пустыни в Подмосковье. После революции они, конечно, отсидели положенное. Потом копали Беломорканал. Потом старшую отправили в ссылку, а младшая - та самая мамина крестная, у которой я гостил летом, стала работать при церкви в родном селе и заниматься моим воспитанием.

И еще была в моей жизни встреча, оказавшая большое влияние. До шестого класса я сидел за одной партой с Володей Гундяевым (нынешний митрополит Кирилл), бывал у него дома, где встречался с его отцом - о.Михаилом. Но потом о.Михаила перевели в Красное Село, и мы надолго расстались с моим другом.

В школу я ходил с крестом, хотя мама нашила мне потайной карманчик, куда приходилось прятать его перед физкультурой или медосмотром. В мальчишеских потасовках, когда мальчишки хватались за шнурок с крестом, пытаясь сорвать, я кричал: "Не трогай - это чеснок от насморка".

Закончив школу, я поступил в станкостроительный техникум, поскольку, как и старшая сестра, мечтал быть инженером. Но в церковь ходил. Отцу это не нравилось, он был гардеробщиком и привел меня на собрание для проработки в свой коллектив "Трудпром-4". Сначала корили: "Государство на тебя деньги тратит, в техникуме учит, а ты решил в попы податься!" Потом, распалясь: "Голову надо оторвать такому сыну". Собрание решило мою судьбу: мне было 16 лет, а кому в юности нравится давление? После собрания я набросился на церковную литературу, решив стать священником. Но осуществил свое намерение только через семь лет. Пока же, получив профессию фрезеровщика, отработал положенные три года и поступил в инженерно-экономический институт, думая, что, закончив, спрячу диплом и поступлю в семинарию. Уже заканчивая четвертый курс, узнал, что скрыть ничего не удастся, спецслужбы будут знать обо мне все, даже с каким веником в баню ходил - березовым или дубовым. Я бросил институт…

- А зачем надо было прятать диплом? К чему эта таинственность?

- Это был 1969 год, и поступать в семинарию, имея высшее образование, было запрещено.

На Казанскую летнюю я решился, подал документы в семинарию. Поступил сразу в третий класс. А вскоре был призван в армию. Полковник Ларин, старой закваски офицер, узнав, что я семинарист, сказал: "Посмотрим, вернешься ли ты обратно". Я вернулся через два года, день в день 26 ноября, и продолжил учебу.

В армии попал в техбатальон, работал при штабе, но оттуда меня быстро выгнали, узнав, откуда я. Я стал таскать баллоны, чистить котлы, был коптерщиком у старшины - считал портянки, работал фрезеровщиком… В первое же увольнение пошел в церковь. Вечером вызвал замполит, стал стучать кулаком по столу: "Армию позоришь - в церковь ходил!" Я: "В уставе не сказано, куда я должен идти - в кино, в кафе или к молодой вдове…" - "Вообще больше в увольнение не пойдешь", - взорвался тот. Но увольнение-то дает командир роты… А командиром роты у нас был башкир. Он спросил, за что меня ругал замполит. Я объяснил. "Так, - протянул он. - Тебе в твою церковь когда идти надо, с утра? Теперь с утра в увольнение ходишь будешь. Понял? Все. Иди".

Под конец службы довелось даже политзанятия вести, биографию Ленина читать. С трассы приезжали офицеры, шутили: "Ну, где тут у вас поп, который политзанятия ведет?" Так и дослужил.

- Батюшка, а настоятелем муринского храма как стали?

- Закончив семинарию, я поступил в академию. Начались разъезды по делам церковным… Финляндия, Египет, Кения… пять лет колесил по всему белу свету, как член ЦК Всемирного Совета Церквей. Потом еще семь лет прослужил в Преображенском соборе, когда мне предложили съездить посмотреть муринский храм. Поехал, поковырял штукатурку, понял, что работы много… и согласился. В 1988 году был и.о. настоятеля, через год уже настоятелем.

Всем миром

Н.Серебрякова: - Надобно рассказать об одном курьезном моменте… Дело в том, что долгое время храмом владел Худфонд, разместивший здесь скульптурную мастерскую. Последним "шедевром" скульпторов был 10-метровый хоккеист, упиравшийся головой в купол, тело которого поддерживали стальные полосы, вбитые в церковные стены. Слава Богу, что храм вернули верующим, иначе для выноса хоккеиста сломали бы полхрама. Батюшка кинул клич: "Нужны альпинисты или люди, не боящиеся высоты, для разборки гигантской скульптуры". На помощь пришли муринцы, жители Петербурга, объединение "Мир". Провели 33 субботника, и храм, и территория были приведены в порядок.

И вот ремонтно-реставрационные работы были еще в разгаре, а в храме уже зазвучали первые молитвы, начались службы. А чтобы все было благолепно, о.Николай придумал вот что: стены, утратившие не только росписи, но и штукатурку, закрыли панелями из оргалита, а выщербленные колоны затянули белой материей. Работали с утра до ночи, и вот ко дню св.вмц.Екатерины храм был готов к освящению, которое совершил митрополит Ленинградский и Новгородский, ныне Святейший Патриарх, Алексий II.

О.Николай: - Владыка подарил нам тогда икону св.Екатерины с надписью: "Сей святой образ вмц.Екатерины был вручен Митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию 25 ноября 1980 г. Митрополитом Китроским Варнавой в городе Катарини, Греция, в память его служения в городе, носящим ее имя".

Раньше храм украшали иконы, написанные известным русским иконописцем В.Л.Боровиковским, но были изъяты советской властью. Пришлось нам ездить по храмам и музеям, разыскивать иконы Боровиковского и художников, работавших одновременно с ним, делать списки. Вот они - "Тайная вечеря", "Св.Екатерина", "Христос Вседержитель", а, смотрите, как необычны образы Архангелов Гавриила и Михаила - они будто парят в воздухе. Много икон получили в дар от других храмов. А из старинных икон, бывших здесь до революции, сохранилась одна-единственная - св.вмч. и целителя Пантелеймона. Ее спрятал житель Мурино, и вот спустя 50 лет икона заняла свое место в храме.

- Рассказывают, до революции колокольный звон муринского храма был слышен аж в Старой деревне и на Гражданке. А сейчас?

- Слышно или нет - не знаю. Но голос у наших колоколов звонкий. Все колокола пришлось ведь заново приобретать, старые под лозунгами "Долой колокольный звон" и "Все в поход за металлом колоколен" были сняты и переплавлены. Сейчас у нас 11 колоколов, самые большие - 600, 350 и 197 кг. В полный голос все 11 зазвучали 5 мая 2002 года в Светлое Христово Воскресение.

Н.Серебрякова: - С крестом тоже удивительная история вышла. Старожилы рассказывают, что храм был закрыт 22 июля 41 года… Подумайте, месяц уже идет война, а в Смольном нет более важных дел, как срочно закрыть муринский храм. Решено было также сорвать православный крест. И вот комсомольцы-добровольцы накинули на него веревку, стали дружненько тянуть. Крест гнется, но не поддается. Махнули рукой, ушли. Утром следующего дня смотрят, а крест вновь прямой - это верующие ночью также веревкой выправили его. Несколько дней шла эта борьба, комсомольцы днем согнут крест, православные ночью выпрямят. Так и остался покривившийся крест аж до наших дней, когда накануне праздника Воздвижения Креста Господня в 1989 году заменили его новым. И все эти годы, проезжая мимо храма, русские люди с надеждой смотрели - стоит ли еще крест? Говорили: "Раз крест стоит, значит, возродится страна и вера православная".

Стоит православная церковь в Мурино, созывая звоном колокольным православных на службу. Работает при храме библиотека и Воскресная приходская школа для детей и взрослых, организовываются паломнические поездки, устраиваются концерты к праздникам. Планируется строительство большого дома для причта, половина которого будет занята под домовой храм во имя иконы Божией Матери "Тихвинская", где разместится бассейн, чтобы Крещение проходило с полным погружением в воду.

"Мурино - единственная в мире деревня, где есть метро", - шутит батюшка. К сожалению, поселок, где отдыхали и творили Тургенев, Римский-Корсаков, Даргомыжский… а известный китаевед иеромонах Никита (Бичурин) писал свои работы, - может потерять свое имя, стать частью микрорайона Девяткино. Этого нельзя допустить, нужно сохранить историческое название Мурино.

Адрес: 188661 Ленобласть, Всеволожский р-н, пос.Мурино, ул.Кооперативная, 21. Тел. 595-50-79; (8-270) 96-368.

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая