Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Подружие

МАТУШКА ЗИНАИДА

Года два тому назад я познакомилась с одной женщиной, которая как на духу поведала мне о своей жизни. Будучи совсем молоденькой девушкой, она с подругой отправилась в ближайшее село в церковь. В Бога обе не верили, а пошли из любопытства. Идти было километров пять, стояла ранняя весна, и земля еще как следует не провяла, а потому, увязая в грязи, добрались только к середине службы. В церкви было несколько старушек, а служил молодой батюшка. Когда служба закончилась, священник, как и всем, протянул им крест для целования, они приложились и, почувствовав себя оттого преступницами, поспешили к выходу. Батюшка окликнул их: "Девушки, не уходите, мне с вами поговорить нужно". "Ушли мы, глупые, - запоздало сокрушалась собеседница, - а зря. Как узнали потом, были у батюшки друзья-семинаристы, которым нужны были матушки… Упустила я свое счастье, и жизнь дальнейшая наперекосяк пошла: муж-пьяница, аборты, развод, и теперь, в старости, - горькое одиночество…" Вспомнилась мне эта женщина, когда отправилась я к матушке Зинаиде ГРОЗОВСКОЙ, которая услышала тихий зов Господа и выбрала жизнь и профессию жены священника и мамы девяти детей.

Первое вразумление

- Матушка, расскажите как познакомились вы с отцом Виктором?

- После десятого класса я, по настоянию директора музыкальной школы, которую также закончила, поехала в Киев поступать в Консерваторию. Не поступила и отдала документы в училище, где готовили швей. Умение шить и кроить очень пригодилось мне в дальнейшем, я своим детям не только платья и сарафаны, даже пальто шью… Так вот, получив профессию швеи, я поступила в театральное и была уже на втором курсе, когда встретила батюшку. Конечно, был отец Виктор тогда еще не священником, а актером Ленинградского театра Комиссаржевской, а в Киев приехал на гастроли. Судьба столкнула нас в коридоре местного театра, и батюшка, взглянув на меня, спросил: "Сколько тебе лет, деточка?" - "Двадцать два". - "Обманываешь, поди?" - "Я никогда не обманываю", - обиделась я, и эти слова решили в дальнейшем все, поскольку батюшка назначил свидание и я почему-то согласилась, а когда на следующий день раздумывала, идти или нет, вспомнила свои слова, что никогда не обманываю, и пошла. Правда, пока решалась, - опоздала на целый час. Батюшка терпеливо ждал на солнцепеке и невозмутимо ел вишни. Увидев меня, обрадовался, и мы побрели по пляжу. Он предложил искупаться в Днепре, я отказалась. Он уплыл один… Прошло полчаса, час… и вдруг я вижу - из воды тащат утопленника, обмерла, решив, что это он. Сижу, руки-ноги отнялись. И тут идет он… по песку на руках. Я засмеялась, от сердца отлегло. А батюшка повинился, что заигрался на том берегу в футбол… Вечером, раздумывая обо всем, поняла: нехорошо опаздывать и заставлять людей ждать.

Гастроли закончились, батюшка уехал, и мы два года переписывались, а потом он сделал мне предложение и я оказалась в Ленинграде. У нас было уже двое детей - Люба и Василиса, когда батюшка потерял работу и устроился церковном сторожем, оказывается, он уже давно верил в Бога и ходил на службы. Я все удивлялась, куда он уходит почти каждый день в такую рань, но спрашивать не смела, у нас все было построено на доверии, захочет - сам скажет. И однажды он предложил: "Хочешь пойти со мной?" - и привел меня в церковь. Через некоторое время он поступил в семинарию.

Все на виду, вся на виду

- Быть матушкой - особая милость Божия или тяжкий крест?

- Милость Божия, несомненно, потому как батюшки молятся за своих домочадцев. И крест… очень много всяких искушений. Прежде всего ревность. Ведь батюшка общается со многими женщинами - пожилыми, молодыми, совсем юными, и часто приходится наблюдать, какими глазами смотрит иная на твоего батюшку, особенно если он молодой и красивый. Вот тут-то и просыпается эта гадость - ревность. Но не это самое тревожное. Мне вот одна знакомая матушка плакалась: "Служим на селе, так никакой личной жизни нет. Дом - проходной двор, ни отдохнуть, ни детей спать уложить. С утра до вечера - толкотня, люди безпрерывно идут то за советом, то по душам поговорить. Я пеняла батюшке, а он в ответ: "Один я на несколько деревень, люди не успевают все проблемы решить во время исповеди, что же им делать? Я - священник, мое служение такое. А ты матушка - терпи".

Тяжело и то, что приходится жить на виду, как на ладони, - никаких тайн в личной жизни. И надо стараться быть примером для прихожанок, частенько по поведению матушек и детей-поповичей судят и о батюшке. Как может он что-либо требовать от паствы, ежели домочадцы ведут себя не как полагается? Вот была свидетельницей такого случая. Девочка во время службы шалила, а когда ее пытались угомонить, громко заявила: "А я тут главная: моя мама - регент". Значит, не воспитали ее родители как должно, коли не понимает дитя, что храм - дом Божий, а не ее и не ее родителей. Я всегда внушала детям: "Ведите себя примерно, Господь ведь все видит, а Ангелы записывают все ваши добрые и худые дела за день". Надо, чтобы ребенок знал, когда поступает плохо. А для этого надо с малолетства приучать его к исповеди, исповедь - хорошая помощь в воспитании.

Вот случай вспоминается. Одна из дочерей исправно ходила на исповедь и возвращалась всегда довольная, счастливая, причастившись. А я-то знала за ней один грешок… и все ждала, когда она раскается в нем. И вот однажды дочка прибегает домой после исповеди вся в слезах, обнимает: "Мамочка, прости меня, пожалуйста". Вот, значит, рассказала наконец и об этом, и батюшка вразумил, что грешила, дошло его слово до ее сознания, затронуло сердечко, ведь слово священника более действенно, чем слово даже собственных мамы и папы.

- А матушка и дети должны исповедоваться у своего же папы-батюшки или лучше, чтобы духовником был посторонний священник?

- Это даже хорошо, когда исповедуешься у другого священника. И если семья живет в городе, это вполне реально, но если в селе, где папа и муж - единственный батюшка на много верст округ? А исповедоваться другому священника лучше, потому как батюшка, имея слабость, как человек, может, как выражаются, дети "нечестно" решить какое-либо дело - слишком сурово осудить, поскольку он судит не только как священник, но и как отец. Посторонний же батюшка судит безпристрастно, он не только распекает за недостатки, но видит и поощряет достоинства. Наш же батюшка, к примеру, к достоинствам сыновей и дочерей относится как к чему-то должному быть. Это, конечно, так, но очень важны детям одобрение и ласка.

- Матушка, помните момент из Евангелия, когда Христос нес Свой Крест на Голгофу и упал. Ему Господь послал помощника - Симона. Можно ли сказать, что матушка - это помощник Симон для своего мужа-батюшки, помогающий нести священнический крест?

- Это точно. Я даже не про домашний уют говорю, а про то, что матушка всегда на виду, она должна даже внешним своим видом подавать пример, а не вводить в соблазн. Нужно тщательно следить за своим поведением, словами, ведь то, что простится любой другой женщине, матушке - нет. Каждое слово, каждый жест, поступок, даже брошенный на кого-либо суровый или ласковый взгляд замечают, истолковывают. Причем добродетельной нужно не казаться, а быть. Не каждая такую жизнь выдержит.

И если ты действительно завоевала доверие прихожан, то они тянутся к тебе. Ведь бывают такие вопросы, скажем, чисто физиологические, с которыми женщины, тем более девушки, стесняются обратиться к священнику. Вот и идут за советом к матушке. А я, если могу - разобъясняю, а нет, так советуюсь сначала с батюшкой. Так что в каком-то смысле свет Христов приходится и матушке нести. Важно, чтобы она не от себя, не от своего разумения говорила, а в соответствии с верой. Матушка должна быть опорой батюшке и в житейском, и в духовном смысле.

- Значит, нужно, чтобы матушка закончила богословские курсы?

- Лучше бы, но не обязательно. И возможность не всегда есть: если в семье много детей - не до курсов. Как-то дочка Ангелина подсчитала, сколько у меня профессий, получилось с десяток - повар, швея, вышивальщица, домашний репетитор и поэт…

Матушка - профессия творческая

- А у вас никогда не было сожаления, что пришлось отказаться от карьеры актрисы и вы не смогли реализовать себя творчески?

- Почему же не смогла?! Все, о чем мечталось когда-то, воплотилось в детях. Василиса унаследовала мой голос и любовь к музыке, служит регентом при храме. Ангелина и Ника занимаются в музыкальной школе по классу фортепьяно. Сама я пишу стихи, а Ника подбирает к ним музыку, написали вместе песню к трехсотлетию Петербурга. А вот сыновья пошли по стопам отца - один уже священник, двое других - семинаристы.

А года четыре назад произошла такая история. Мы с батюшкой отправились на Валаам. На корабле в беседе с о.Александром Степановым зашла речь о детских передачах радиостанции "Град Петров". О.Александр спросил: "Матушка, нет ли у вас поучительных православных сказок или историй, у вас девять детей - должен быть опыт. А то слушатели звонят, жалуются, что мы им читаем "иностранщину". Я ответила, что таких сказок не знаю, а когда мои дети были маленькие, то придумывала сказки сама, но, если благословите, батюшка, я попробую написать. О.Александр благословил. И когда мы семьей отдыхали на даче, я засела за письменный стол. Спустя какое-то время сказка была готова и я решила прочесть ее своему батюшке. Он послушал-послушал и сказал: "Никуда не годится! Язык тяжелый, предложения длинные, много славянских слов, требующих пояснений. Попробуй написать в стихах". Помолившись, села перед листом чистой бумаги, и вдруг слова полились сами собой, будто кто диктовал. Через неделю была готова "Сказка о верности". Батюшка прочитал, одобрил. Тогда я задумала написать вторую часть сказки "О вечности", когда герои попадают в загробный мир. С этой темой так просто было не справиться, и я отправилась за советом к архимандриту Назарию в Александро-Невскую Лавру. Он выслушал и сказал: "Пиши. Только прочитай, матушка, "Мытарства монахини Феодоры", она пригодится тебе в написании сказки". Так родилась сказка "О верности да о вечности". Показала ее нашему митрополиту Владимиру, и владыка благословил печатать. Ну, а насколько интересно получилось, судить читателям.

- Матушка, последний вопрос: в Екатеринбургской, кажется, епархии решили открыть специальные курсы для будущих матушек, где девушек будут обучать домоводству, рукоделию, кулинарии… как вы думаете, насколько хороша эта идея? Ведь не обязательно будущие батюшки влюбятся в выпускниц этих курсов: домоводство - домоводством, но сердцу не прикажешь…

- В любом случае это очень хорошо. Даже если девочка, закончив курсы, не встретит своего суженого среди семинаристов, она в любой семье будет принята с любовью. Я так понимаю, что не только хозяйство вести их научат, но и Закон Божий будут преподавать. Значит, будущая жена и мама не только обшить-накормить семью сможет, но научится уважать старших - значит не будет конфликтов со свекровью, научится слушаться воли мужниной - значит в семье будет мир да лад. Раньше ведь на Руси так и готовили девочек - в матери, в жены, в хозяйки дома, чтобы могла управлять хозяйством, и делать все с любовью и молитвой. Я думаю, счастлив будет тот, кто получит в спутницы жизни выпускницу таких курсов. Побольше бы таких школ: доброй хозяйкой, хорошей матерью, послушной и верной женой должны быть не только матушки, но все женщины.

Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА