Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

РАДОСТЬ НОВОЙ ЖИЗНИ

Господь наш Иисус Христос заповедует нам радоваться и веселиться, говоря об этом так: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах" (Мф.5,11-12). Господь говорит здесь о радости необычной, радости, которая сопряжена со страданием: поношением, гонением, злословием. Апостол Петр в первом своем послании называет эту необыкновенную радость христианскую "неизреченною и преславною" (1 Петр. 1, 8).

В самом начале послания апостола Павла к Филиппийцам, в первой главе, можно прочитать несколько стихов (Флп.1,12-20). Святой апостол сообщает филиппийским христианам о том, что он находится в узах, то есть в заточении. И здесь мы снова видим нечто необычное. Сразу после этого сообщения он говорит, что его узы ободрили многих христиан, которые, узнав о гонении на апостола, стали безбоязненно проповедовать Слово Божие. Это, конечно, выглядит несколько странно. Странно потому, что заточение, казалось бы, должно повергать в печаль. Весть о таком заточении, казалось бы, должна расстроить учеников апостола, здесь же, напротив, говорится, что христиане ободряются. Почему так?

Читая этот небольшой отрывок из послания к Филиппийцам далее, мы снова обнаруживаем апостольское свидетельство об этой необыкновенной христианской радости. Апостол Павел делает краткое замечание о христианском благовестии. Он говорит, что некоторые проповедуют Христа из-за желания поспорить с апостолом Павлом, из-за зависти к нему. Этим самым они думают увеличить печаль заключенного в узы святого. Но есть, продолжает апостол, и другие христиане, такие, которые проповедуют из любви. Здесь прямо не сообщается, какая это любовь, но, думается, можно понимать эту любовь двояко: и как любовь христиан ко Христу, и как любовь христиан к апостолу Павлу. И вот, после этого замечания святой апостол опять говорит несколько странную и непонятную вещь. Здесь, по-земному рассуждая, можно было бы продолжить: плохо, что есть неискренние, нечестные люди, которые движимы низкими мотивами в своих делах, но хорошо все-таки, что есть и искренние христиане. Но святой Павел продолжает свое послание совсем иначе. Он вдруг неожиданно говорит, что для него радостно, что Христос проповедуется как из уст притворщиков, так и из уст искренних людей. То есть апостол радуется, что весть о Христе раздается в мире.

Такое положение вещей, говорит святой апостол, спасительно для него, спасительно радоваться о Христе проповедуемом. Способствует же этой радости, продолжает апостол, молитва о нем христиан и содействие Духа Иисуса Христа.

Все эти слова, конечно, очень необычны. О чем они? Что в них самое главное и чему бы мы могли из них поучиться?

Конечно, все эти библейские отрывки - это необычные свидетельства Нового Завета о христианской радости.

Эта христианская радость очень сильно отличается от того, что понимается под радостью в нашем обычном человеческом мире. Это не радость от получения каких-то земных благ. Это не радость от обладания приятными вещами. Напротив, здесь прямо утверждается, что ничего приятного в земном, плотском смысле в этой радости нет. Так, об апостоле Павле говорится, что он находится в темнице, в узах, ему тяжело, плохо. Какие-то зложелатели пользуются моментом, проповедуют Христа так, что желают этой проповедью усугубить скорбь апостола Павла. В общем, приятного для апостола ничего нет. Да и для христиан, обращенных апостолом ко Христу, тоже все как будто безрадостно: их наставник в заточении, здесь можно только печалиться и унывать. Но в послании мы читаем, что все обстоит иначе. Христиане ободрены, апостол радуется. И настроение от этих строк послания создается очень светлое и бодрое. Значит, во всем этом безрадостном положении есть, тем не менее, каким-то чудесным, странным образом какая-то странная, необычная радость. Радость неземная, небесная.

Действительно, в этих новозаветных свидетельствах мы видим такую радость, такое особое радостное чувство и настроение, которое выходит за земные, тварные пределы. Это особое настроение, которое словно пронизывает и сияет сквозь все вещи в этом мире. Здесь, в нашем земном обычном мире, нам может быть хорошо или, напротив, может быть плохо, но и в том, и в другом случае эта небесная радость словно растворяет в себе эти земные переживания, полностью их покрывает.

Апостол Павел неслучайно делает небольшое замечание в этом отрывке, свидетельствуя, что этой небесной радости содействует Дух Иисуса Христа. Это замечание не случайно потому, что апостол желает показать, где искать причину и корень этой радости. Этот корень в живом чувстве Духа Божия, в опыте встречи с Духом Христовым, Духом Святым, в ощущении Живого Христа. Такой человек, несомненно, начинает чувствовать и особую радость, радость не земную, но небесную. И ничто такому человеку становится не страшно. Он становится другим человеком, "новым человеком", живущем новой жизнью. У такого человека все по-новому.

А.Л. Ржевская (1861-1934). Веселая минуткаСам Господь наш Иисус Христос свидетельствует об этой новизне подаваемой Им жизни. В одной из бесед с книжниками и фарисеями (Лк. 5, 33-39) Господь говорит о том, что жизнь учеников Христовых может показаться странной, а для кого-то даже и неприемлемой как раз из-за того, что она выходит за привычные старые рамки. Действительно, жизнь во Христе - жизнь новая, происходящая особым новым образом. Господь отвечает книжникам и фарисеям, которые были очень грамотными людьми и знали очень хорошо законы и особенности религиозной жизни. Вот эти, в общем-то знающие люди смущались поведением учеников Христовых, апостолов. Книжники и фарисеи недоумевали, почему ученики Христовы не постятся. Это их озадачивало и неприятно настораживало. И Господь отвечает на это их недоумение такими необычными словами: "Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними Жених?" Такой примечательный ответ. Действительно, пост - это воздержание, серьезное собирание себя, сокрушение и плач души о недостаточном, скудном духовном состоянии, томление и скорбь человека по Богу. И вот, говорит Господь, в случае с Моими учениками такая скорбь неуместна. Как могут печалиться родственники Жениха во время свадьбы? Это никак невозможно. Они могут только радоваться, это естественно для них. Также и с учениками Христовыми. Как могут они поститься, печалиться и тосковать о Боге, когда Он прямо явлен им? Непосредственно им открыт и доступен. Вспоминаются слова Христовы, которые были сказаны одному из учеников. Господь говорит апостолу Филиппу: "Видевший Меня видел Отца" (Ин. 14, 9). Ученики Христовы пребывают с Самим Богом, они погружены в живое общение с Господом, поэтому, конечно, они не могут этого искать, как-то об этом тосковать.

Конечно, книжники и фарисеи этого необычного, неземного переживания встречи с Богом Живым не имели. Здесь мы встречаемся с тем, что может случиться (и это надо признать) и с нами, с каждым из нас. Между человеком и Богом может быть пелена, которая не позволит встретиться, увидеть, почувствовать Живого Бога. Эта пелена удерживает нашу жизнь в рамках земных интересов и земных целей. И пелена эта соткана из наших грехов. Именно грехи связывают крылья нашей души, не давая ей возможности взойти к небесам. Это, конечно, было малопонятно книжникам и фарисеям, беседовавшим со Христом Спасителем. Это может быть малопонятно и нам, если хотя бы немного мы не вкусим этого небесного опыта встречи с Живым Христом.

Жизнь в общении с Богом Живым и жизнь, лишенная этого опыта - вот те две жизни, которые встречаются в евангельской беседе Господа с книжниками и фарисеями. И эти две жизни никак не могут быть смешаны, соединены. Вот почему Господь говорит в этом отрывке такую необычную притчу: "Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое". Здесь, конечно, новая одежда, новое вино - это новая небесная жизнь, которую увидели книжники и фарисеи в учениках Христовых, в их поведении. Ветхая одежда и ветхие мехи, напротив, - это жизнь без Христа, без Живого Слова и Откровения Божия, без встречи с Живым Господом. И эти две жизни, конечно, несоизмеримы. А если и попытаться их как-то совместить, то, говорит Господь, ничего не получится, и одно разрушится, и другое.

"Никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше", - заключает Господь. Что это значит? Если человек весь погружен в земное, окутан земным, ни о чем другом и не помышляет, то достучаться до него очень трудно. Такой человек ничего не хочет знать. Это, в общем-то, неверующий человек, человек, не открытый Богу, человек, не отрывающий глаз от земли. Человек, с которым Бог не может встретиться взглядом. Дай Бог не быть нам такими, ведь это страшно. Страшно потому, что это смерть души.

И наоборот, как радостно человеку встретиться с Живым Господом. Это необычно, чудно, но ведь, надо сказать, именно в этом-то и состоит жизнь христианская. Мы приходим в Храм Божий, чтобы помолиться, исповедоваться, причаститься, то есть, в общем-то, собираемся как раз для того, чтобы встретиться со Христом. Необычно и высоко это новое устроение жизни. Но в этом, действительно, наше предназначение, к которому мы, христиане, и стремимся. И в этом сокрыта наша радость, потому что в Боге все блага. Как же можно обретя Бога, не обрести радости? Это никак невозможно. Вот откуда эта неземная, все покрывающая собой христианская радость, особое состояние души христианской.

Как же нам достичь этого? Как нам встретиться с Живым Христом Господом? В одном из псалмов царя Давида говорится: "Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога" (Пс. 13, 2). Так глубоко и просто сказано. Господь смотрит с небес, Господь всегда рядом, но найдется ли тот, кто по-настоящему ищет Его? Вот этого живого искания, такого ненасытного поиска человеком Бога часто очень не хватает. И без этого искания, конечно, никогда Бога не встретить. В чем же этот поиск встречи с Богом? Каков тот человек, который действительно ищет Живого Христа? Тот же святой царь Давид в другом псалме отвечает и на этот вопрос. Такой человек-богоискатель - это "тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла, и не принимает поношения на ближнего своего… который боящихся Господа славит". Такой очень понятный ответ. Чтобы встретиться с Богом, надо просто искренно и усердно исполнять Его заповеди.

Вот такие очень возвышенные и глубокие по своему значению вещи. И конечно, дай Бог, чтобы и нам, всем христианам, тоже стараться приблизиться к такой действительно радостной жизни в Духе Христовом. Дай Бог, чтобы мы были такими взыскующими Бога людьми, которых описывает царь Давид. И дай Бог, чтобы такой жизни христианской мы бы по нерадению не оставили. Как нам и святой апостол Павел заповедует: "Братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом" (1 Кор. 15, 58). Не тщетен, ибо "радуются и веселятся" Богом "все ищущие" Его и "любящие спасение" Его (Пс. 39, 17).

Иерей Евгений СТРУГОВЩИКОВ