Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СВЯТЫНИ СЕРБИИ — ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Христос — Великий Архиерей. Царские врата

Святый Савва

Православные сербы очень почитают свт. Савву, первого архиепископа Сербского. По попущению Божию его св. мощи были сожжены турками в 1595 году в Белграде. Но сербы верят, что Бог обратил зло в добро - прах от мощей, рассеянный по ветру, разлетелся по всей земле Сербской, и так святой Савва еще больше благословил каждую пядь родной земли, еще больше охраняет ее и ее жителей. Чудеса продолжали совершаться на месте, где ранее стояли его св. мощи. Св. Савва принял монашеский постриг в русском Пантелеимоновом монастыре на св. горе Афонской в 1186 г., подвизался в Ватопедской обители, уговорил отца и мать последовать его примеру. Отец его, в мантийном постриге Симеон, жил в келии сына, получая от него заботу и уход до самой смерти. Затем св.Савва возобновляет из развалин Хиландар, где, будучи настоятелем, ввел общежительный устав. Явившийся в видении отец поведал святому, что ему предстоит много потрудиться для Сербии. Действительно, много пришлось бороться св.Савве с засилием латинян, проповедовать и наставлять христиан во благочестии, примирять враждующих. Посещая Св. Землю, через особое чудо он получил в дар настоятельский жезл преп. Саввы Освященного, который за много веков перед своей смертью предсказал, что жезл нужно будет отдать однажды тому паломнику, в чью сторону он упадет. Теперь он хранится в Хиландаре. Народ назвал св. Савву просветителем Сербии. И до сих пор многие обычаи здесь связаны с его именем. Так, если серб хочет выпить вина, всегда скажет " во славу Божию". На святках приветствуют друг друга: "Христос родился" - "воистину родился". Чин резания калача тоже был составлен святителем. С песнями и гимнами в честь святого сербы всегда жили и умирали. Ему посвящен великолепнейший огромный собор в Белграде.

Твердош - "Срез времен"

Но наш путь лежал через Герцеговину, и первая важная остановка была сделана нами в монастыре Твердош. Первый храм здесь, по преданию, был построен еще в IV веке самой равноапостольной царицей Еленой. Под ногами посетителя, стоящего в славном храме обители, сделаны специальные вставки из прочного толстого стекла, так чтобы были видны остатки древнего первоначального фундамента, обнаруженного при археологических раскопках. С VI века сюда пришли славяне, и со времени царя Иустиниана берет начало история здешнего монастыря. Он был много раз разрушаем. В XIV веке обитель была возрождена св. королем сербским Милютином, сыном святой Елены Анжуйской. Здесь же в храме почивает ее десница. Св. Василий Острожский в бытность свою епископом Захолмским пятнадцать лет жил в этом монастыре. В XVIII веке храм был вновь полностью разрушен, и обитель пустовала до 20-х годов XX века. На примере этой обители видна многострадальная участь сербского народа и церкви, так часто становившихся жертвой звериных интересов жадных и надменных соседей - римо-католиков или мусульманских завоевателей. Из старых фресок при раскопках был найден только один осколок с печальным ликом Богоматери, который бережно хранится в храме как благословение Царицы Небесной на восстановление святыни. Теперь здесь все устроено и отрадно для глаза. Многие, даже черные работы, сделаны лично руками живущего в обители епископа Афанасия. Это известный богослов и подвижник Сербской Церкви. Ему принадлежит, в частности, труд, обличающий заблуждение раскольников-"старостильников", которые существуют здесь, несмотря на то, что Сербская Православная Церковь живет по старому календарю (вместе с Иерусалимским, Русским и Грузинским Патриархатами). Эти ревнители "не по разуму" отошли от Церкви только потому, что ее иерархи не разорвали каноническое общение с теми православными Патриархатами, которые приняли так называемый ново-юлианский календарь, и празднуют Пасху и связанные с ней праздники вместе с нами, но праздники неподвижного круга ( Рождество Христово, Успение и др.) отмечаются по новому (гражданскому) стилю. Излагая историю появления раскола "старостильников", владыка Афанасий дает замечательные опровержения их нападкам на Св. Церковь. До какого безумия доходят подчас эти "ревнители" можно судить по тому, что даже прославленного дивными чудесами Божиими подвижника старца Паисия Агиорита они ругают за то, что последний не отвергал "новостильников", приходящих к нему. Повторяя клевету фарисеев на Христа, они кричат и пишут в своих изданиях, что якобы "старец и после смерти продолжает приносить зло", возводя хулу на Духа Святаго, действовавшего через великого святого наших дней.

С настоятелем о.Момчило

"Во всю землю изыде вещание их"

Совсем рядом с Твердошем расположена обитель в честь св. Апостолов Петра и Павла. По преданию, они проходили эти места, и апостол Павел даже служил литургию в пещере на соседней горе. К сожалению, в советское время там была проведена линия электропередачи, и одна из вышек укреплена на этом святом месте. Первый храм и здесь был построен еще в IV веке. Результаты последних лет раскопок подтвердили древнее предание. Окружающая равнина до сих пор сохранила название "Петрово поле", напоминающее о том, что здесь христианство имеет корни в апостольском I веке. Все храмы в округе посвящены также свв. Апостолам.

Здесь нас угостили хорошим обедом, и затем мы побеседовали с игуменьей Павлой и другими сестрами обители. Здесь оказалось две монахини-американки, приехавшие перенять опыт духовной жизни, - мон. София и мон. Екатерина. Последнюю, правда, батюшка сразу "окрестил" Пахомией, глядя на темный цвет ее лица и памятуя о преп. Пахомии Великом, основателе иноческих общежитий в Древнем Египте в IV веке.

На "Петровом поле" в этот день можно было слышать русскую, сербскую и английскую речь. Слава Богу, речь шла о душеспасительном, подтверждая наше единство во Христе. Радостно было чувствовать, что труды апостолов не пропали зря.

Первые шаги в Черногории

Пересечь границу с Черногорией нам помогли наши подрясники. Никто даже не спросил о визе, которой не было. Путешествуя по красочному морскому побережью, мы вскоре въехали в морской порт - город Котор, где стали гостями настоятеля храма свт. Николая священника Момчило. Батюшка рассказал нам о сложных годах служения при коммунистах, о убиении ими в 1945 году митрополита Иоанникия и с ним 80-ти священников, о "подсадных" священниках, засланных на богословский факультет, о прещениях на Причащение, отпевание, крещение. Многое было общим здесь для о.Иоанна и о.Момчило. В 1948 году здесь был убит русский духовник инвалидного дома архимандрит Игнатий (Озеров). Церковь старались расколоть изнутри, разделить. О.Момчило приехал в епархию по благословению преп. Иустина (Поповича). "Только служи, бей змия в главу",- завещал ему духовник. Тогда здесь было всего 15 иереев. Теперь в епархии их 150. Второй храм у о.Момчило - в честь Ап.Луки - восходит к XII веку, имеет придел в честь свт.Спиридона с единственными в мире однокрыльными царскими вратами "Христос - Великий Архиерей".

В соседнем католическом храме приложились к мощам св. вмч.Трифона. Храм произвел мрачное впечатление, явно свидетельствуя об отсутствии Божьего благословения на тех, кто издавна пытался и ныне трудится над захватом местных земель и церквей. Эти "служители Христа" не стеснялись и коммунистов использовать в своих целях как в Сербии, так и в России.

Далее наш путь лежал к сердцу Черногории - Цетинскому монастырю, кафедре митрополита Черногории.

Иеромонахи Кирилл и Мефодий (ЗИНКОВСКИЕ)