Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПОЧЕМУ БОГ ДОПУСКАЕТ ВОЙНЫ

Если миром называть только отсутствие военных действий, то отметим, что не всякий мир есть благо. Мир могут иметь между собою люди, соединившиеся для дурных целей. Мирны были Содом и Гоморра пред своим разрушением. Плох и тот мир, когда представители истинной веры примиряются с неправильностями общественной и государственной жизни. Писание не заповедует мира во что бы то ни стало, но внушает: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим.12,18), т.е. будьте мирны, но не в ущерб истине и благочестию. Сам Христос говорит: "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение" (Лк.12,51). Эта борьба света с тьмою необходима, чтобы ложный мир обратить в истинный. Не всегда эта борьба приводит к международной войне, но редкая война лишена религиозного характера.

Обыкновенно говорят: "Ужасна война", но следовало бы говорить: "Ужасно состояние народов, приводящее к войне". Война - крайнее средство, допускаемое Промыслом для исцеления нравственных недугов человечества. Ты негодуешь на войну, но если в душе твоей живы движения вражды и самолюбия, если ты несправедлив и обидчик, то справедливо ли ты гневаешься на войну?

Не следует ли отсюда, что война - добро? Нет. Война может быть смесью добра и зла, может быть чистым злом, но безпримесным добром не бывает никогда. Дан меч "не напрасно" (Рим. 13,4), но для обороны, для водворения попранной справедливости. Похвальны войны для защиты и освобождения слабых народностей от сильных, злоупотребляющих силой. Но прежде нужно испытать все средства к мирному водворению справедливости. Предосудительны войны мстительные, династические и завоевательные. В таких войнах народы низводятся до степени игрушек человеческих страстей и тщеславия отдельных лиц. Но в вопросе о достоинстве войны имеет значение не только причина и цель войны, но и способ ее ведения. Пленным и мирным жителям должна быть оказана пощада, не должно быть ненужной жестокости и опустошения страны. Кроме причины и способа ведения войны, при оценке войны должно принимать в расчет ее последствия. Укажем как на зло войны - на вносимую в нравы общества грубость, гордость и легкое отношение к грехам против седьмой заповеди; добро войны - в пробуждении дремлющего патриотизма и способности жертвовать личным и семейным счастьем благу целого.

Есть ли христианский критерий, по которому можно судить, когда война является справедливой, когда - нет? Вот пример двух разных войн. Что было с территорией, по которой прошли во время Отечественной войны 1812 года "просвещенные", "культурные" французские солдаты? Пожары, смерть и разрушения. А как прошла русская православная армия от Москвы до Парижа? Как чистые, невинные дети: никаких безчинств, насилий, притеснений.

Иоанн Златоуст доказывал примером евангельского сотника, что военная служба не вредит набожности. Достоинство военной службы святой учитель видел именно в пожертвовании жизни за веру, царя и Отечество: "Как может не подвергнуться наказанию тот, кто живет за счет царя, а за царя не сражается?"

Об отношении христиан к воинской службе красноречиво свидетельствует тот факт, что христиане и в царствование гонителей не уклонялись от нее, хотя в то время о любви к Отечеству еще не могло быть и речи. Как же чуткая совесть первохристиан мирилась с ужасами войны? Их взгляд на войну был нравственно-религиозный, а не гуманный только, какой замечается у новейших учителей разоружения. Взгляд первохристиан на убийство в войне выражен свт. Иоанном Златоустом: "Если кто даже совершит убийство по воле Божией, это убийство лучше всякого человеколюбия; но если кто пощадит и окажет человеколюбие вопреки воле Божией, эта пощада будет преступнее всякого убийства. Дела бывают хорошими или дурными не сами по себе, но по Божию о них определению". Этого взгляда на убийство на войне не изменило и монашество. Мы знаем, как относился к борьбе московского князя с татарщиной прп. Сергий - "истинный воин Христа Бога", пославший на поле брани двух своих иноков.

Как сказал прп. Афанасий Афонский, в чьей обители спасался некий воин, не желавший воевать: "Если власть признает нужным употребить на пользу общую руки наши и грудь, мы безпрекословно должны повиноваться. Если не послушаешься, то будешь отвечать за кровь избиенных соотечественников, которых ты мог, но не хотел спасти; будешь отвечать и за разорение храмов Божиих. Иди и, защищая Отечество, защити и Святую Церковь".

Итак, что же? Христианство поощряет и оправдывает войну? Нет! Христианство не поощряет и не оправдывает войну, но терпит как бедствие, старается смягчить ее жестокий характер, ослабить ужасные последствия. Да, христианская Церковь в лице пастырей и священнослужителей присутствует на войнах, освящает молитвой воинские знамена и орудия. Иначе и быть не может! Церковь не может оставить детей своих, когда они наиболее нуждаются в утешении, руководстве и благодатной помощи. Освящение знамен и орудий не призыв к войне, но молитва о благополучном окончании войны, о том, чтобы и война была выражением воли Бога, который здесь призывается как "Царь мира и Бог, сокрушаяй брани".

"Голос Православия", г.Екатеринбург