Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Попытка рецензии

СПЛЕТНИ СОВРЕМЕННОГО БРОДЯГИ

(«РАССКАЗЫ СОВРЕМЕННОГО СТРАННИКА». Издательство Успенской церкви с. Марево, Новгородская обл. 2003 г.)Послушать рассказы странника всегда любопытно, - даже сейчас, когда вести с разных концов земли нам приносят телевидение, радио и газеты. А можно и так сказать: именно сейчас-то странника послушать особенно интересно, ведь к радио и ТВ доверия мало. Другое дело - живой человек: он не станет "фильтровать информацию", он всю правду расскажет, все, что своими глазами видел, не с десятых рук. Поэтому-то книгу "Рассказы современного странника" я взял в руки с большим интересом: бывалый, много повидавший человек, пешком прошедший всю Россию от Пскова до Владивостока и обратно, повествует православному батюшке о том, что видел в пути, в каких епархиях побывал, с какими людьми встречался… Вот она - панорама современной Руси Православной, да к тому же данная не с высоты птичьего полета, не в официальной епархиальной хронике, а "снизу", от земли, от прихожан, от рядовых деревенских, провинциальных священников… Словом, очень любопытно.

Итак, читаю - страницу за страницей, и чем больше углубляюсь, тем яснее вижу: да, действительно, любопытно - именно это слово характеризует книгу лучше всего. Именно, для любопытных, или даже для любопытствующих, рассказывает современный странник свои байки, для тех самых людей, кому "на днях прищемили нос в дверях". Какую ценную информацию мы можем почерпнуть из этих рассказов? В приходе таком-то поповичи залезают в кружку для пожертвований, как в свой карман. В приходе таком-то батюшка покрыл странника матом. В приходе таком-то батюшка ходит без бороды, а матушка у него - в джинсах. В благочинии таком-то благочинный - по национальности чеченец, а по ориентации - содомит… Порою впечатление такое, что читаешь не книгу, изданную православным храмом, а какую-нибудь "Комсомольскую правду".

Кто-нибудь скажет: хорошо, но ты же хотел "неотфильтрованной информации", вестей "снизу", правды хотел, - так получи ее! Что поделать, если правда именно такова, как ее представляет "современный странник"? Православная Россия сейчас переживает не самый благоприятный период в своей истории, и по приходам всякое случается…

Что на это ответить?.. Разве что вот: испокон веку странники по Руси ходили не затем отнюдь, чтобы ловить за руку нерадивых батюшек, и даже не затем, чтобы обличать теплохладных мирян… Странники ходили к святыням, искали святости… Когда странник приходил в дом, его расспрашивали не о том, много ли пьяниц среди монашествующих, а о том, много ли среди них праведников, не о том, как православные гибнут, а о том, как спасаются. Погибнем-то мы и без науки, а вот спастись без мудрого совета трудно… Люди узнавали от странников, какие святыни есть у нас на Родине, где какие иконы чудотворные, где какие мощи святые, в какой обители монашеская молитва доходчивее… За то странников и любили, за то их и привечали, тем странничество и жило… А смогло ли оно развиться, если бы каждый бродяжка вываливал приютившим его хозяевам кучу гадостей о всех окрестных храмах да монастырях? Конечно, люди любят иной раз послушать сплетни, но к самим сплетникам относятся без особой любви, и не горят желанием приютить да накормить такого рода публику.

Далее. Странничество - подвиг особый. На него и в старое время благословляли не всех и, во всяком случае, не спешили каждого странника записать в святые. Когда же этим правилом пренебрегали, тогда и происходили истории, подобные той, что случилась с Григорием Распутиным: "старец Григорий" тоже ведь начинал с благочестивых странствий по монастырям, нахватался по верхам старческой премудрости и возгордился… Что же сказать о нашем "современном страннике"? С первых страниц книги мы узнаем, что он курит, а под конец оказывается, что и выпить он не дурак, что благословляли его только на путешествие до Владивостока и обратно, но бродяжничество так затянуло его, что и посейчас он не может отвязаться от этого образа жизни… Какой же образ предстает нам со страниц книги? Пьяненький бродяга с цигаркой в зубах шатается - даже не от монастыря к монастырю, а от одного священнического дома до другого, где ест и спит на дармовщину, не смущаясь порой и нищетой батюшки, собирает "компромат" на приютивших его людей и передает свои сплетни каждому встречному и поперечному…

На чужой роток не накинешь, конечно, платок, но и рупор зачем же к нему приставлять? Зачем собирать эти сплетни, издавать их тиражом в 900 экземпляров и распространять по православным храмам наравне со святоотеческой литературой, наравне с книгой, в ногу к которой явно пытается подстроиться наш "странник" - "Откровенные рассказы странника своему духовному отцу"? Дорогие читатели, пусть сходство названий вас не смущает: ничего общего в содержании этих книг нет. Отложите в сторону брошюрку "современного странника", а лучше возьмите ту - старую, - которая уже не одному поколению православных принесла большую пользу.

Григорий МАМАЕВ