Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Христолюбивое воинство

ЖИТЬ И УМЕРЕТЬ ЗА ХРИСТА

История русской иконописи знает примеры прижизненных или написанных сразу после смерти портретов, предшествующих канонизации. Икона мученика воина Евгения Родионова  — пример следования такой традиции23 мая 1996 года погиб от рук чеченских боевиков русский солдат Евгений Родионов. В 1996 году в этот день был праздник Вознесения Господня. Семнадцать раз встречалась с боевиками мать Жени, чтобы выкупить тело сына, который не изменил вере православной и принес России не позор, а честь и славу. 100 дней и ночей был он в плену, как в аду, сейчас он на Небе - в это верят многие. На его могилу приходят военные, священники, простые люди, подростки целыми классами. Он - герой нашего времени. Его прославление, как святого, поддержало бы моральный дух нашей армии и имело бы огромное значение в воспитании наших детей патриотами России. Но так думаем и чувствуем мы, миряне, Церковь не торопится с канонизацией. Почему? На этот вопрос мы почерпнули ответы из интервью "Церковного вестника" №1-2 с секретарем синодальной Комиссии по канонизации священником Максимом МАКСИМОВЫМ.

О.Максим МАКСИМОВ: "Канонизация - это не раздача награждений всем пострадавшим. Канонизация - это призыв Церкви обратить очи сердца к тому, кто верил во Христа и до конца жизни сохранил эту веру. Изучая жизнь и смерть Евгения Родионова, мы вправе потребовать определенные доказательства, что все было именно так. Но оказалось, что основной источник в этом случае - СМИ. Но и при анализе публикаций выяснилось, что все сводится к рассказам одного человека - матери Евгения Родионова.

Нашей задачей было узнать, насколько ее рассказ достоверен и убедителен с церковной точки зрения… К сожалению, в данном случае говорить о церковности не приходится. Я связывался со священником, который служит в храме рядом с домом Родионовых. Любовь Васильевна в храм не ходит, а люди, которые приезжают на могилу Евгения, сами служат панихиды и в храм к священнику никогда не обращаются. Что, кроме сектантства, можно в этом увидеть?

Она (мать Жени. - И.Р.) узнала, что есть люди, которые могут открыть ей место, где похоронен ее сын, но за это требуется заплатить. Она заложила свою квартиру - в этом смысле у нее есть христианское чувство самопожертвования, кроме одного "но": все ее действия обусловлены только безграничной, до "обожествления", любовью к сыну.

В нашем разговоре с Любовью Васильевной выяснилось, что ее встреча с Хайхороевым (Руслан Хайхороев - убийца Жени. - И.Р.) продолжалась не более семи минут, и он ничего не говорил ей о конкретных обстоятельствах гибели Евгения. Любовь Васильевна честно призналась нам, что доказать ничего нельзя. Она сказала, что пленок с казнями и издевательствами над пленными воинами у нее много, и на одной из них, как она считает, снят ее сын. Но и это предположение она сама подвергает сомнению.

Добавлю, что никаких сведений о том, что Евгений или кто-либо из погибших с ним воинов вел сознательную церковную жизнь, нет и фактов, подтверждающих их мученическую - в церковном смысле этого слова - кончину, синодальной Комиссией это не обнаружено. Следовательно, говорить о прославлении Евгения в лике святых неуместно и безосновательно. В заключение подчеркну: Православная Церковь никогда не причисляла к лику святых тех, кто был убит на войне" (печатается с сокр.).

Но ведь Евгений был убит не во время сражения, он оказался в плену. И есть исторические примеры канонизации тех, кто принял мученическую смерть в плену. Вспомним кн.Михаила Черниговского, от нечестивого Батыя пострадавшего, - он оказался в плену и был замучен. Ему отрезали голову, меж тем уста его продолжали повторять: "Я - христианин", тело было брошено псам, но много дней оставалось целым и никем не тронутым. Князь Михаил был причислен к лику святых…

А сейчас, что ж мы, русские, не можем оценить по заслугам даже своих героев? Вместо того, чтобы поклониться этому мальчику до земли, выясняем, насколько воцерковлена его мама и что он делал перед смертью: хвалил Господа или ругал врагов?

Но есть по поводу канонизации воина-мученика Евгения Родионова и другие мнения. Председатель отдела по взаимодействию с ВС протоиерей Димитрий СМИРНОВ говорит: "Я абсолютно спокойно отношусь к решению Комиссии по канонизации. Однако то, что Комиссия сочла предоставленные ей сведения недостаточными для канонизации, не означает, что вопрос закрыт навсегда. И людям, которые меня спрашивают, в чем задержка, я отвечаю, что, к счастью и к сожалению, этот процесс не быстрый и не механический. К счастью, потому что в Церкви ничего не решается поспешно. К сожалению, потому что если бы от меня, грешного, что-то зависело, я бы постарался канонизацию Жени ускорить, насколько это возможно, поскольку его подвиг освещает правильное понимание того, что вообще происходит в Чечне. Его прославление как святого, его икона оказали бы сильное воздействие на наших воинов. Хотя мы его и сейчас прославляем - как человека, совершившего подвиг. Подвиг Жени абсолютно христоматийный: человеку предлагают принять ислам, а он отказывается и идет на смерть. Как замечательно, что в наши дни это возможно. Когда я вижу его фотографию, у меня слезы выступают, для меня он как ангел. Молодой мальчик, всего 19 лет, и в то же время в нем такая дивная, непоколебимая твердость!

Я верую и исповедую, что Евгений совершил подвиг, достойный канонизации. Я счастлив, что именно наш отдел собирал материалы к его прославлению. С Любовью Васильевной я знаком давно, она десятки раз ездила в Чечню и награждена за свою деятельность Святейшим Патриархом Алексием II орденом Русской Православной Церкви. Она воцерковлена - хотя понятно, что процесс воцерковления бывает разной глубины, но она исповедуется, причащается и соблюдает посты. Ее социальная помощь нашим воинам и русскому населению, оставшемуся в Чечне без призора, имеет огромный масштаб. И у меня никогда не было сомнений в том, что все было так, как она говорит. Я ей верю.

Как свидетельствовал Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий, глава Комиссии по канонизации, когда он приступал к исследованию жизни Царственных страстотерпцев, у него мнение было одно, а когда исследование было завершено, он их полюбил, он уверовал в их святость. Нечто похожее и у меня произошло с Женей. Есть много канонизированных святых, особенно древних, которых мало кто знает, и даже после канонизации никакого реального почитания их не возникает, и имена их известны только специалистам. А Женю Родионова знают миллионы.

Но раз такой важный человек, как отец Максим Максимов, считает, что нет оснований для канонизации, я умолкаю… Состав Комиссии будет меняться с годами, с десятилетиями; а процесс почитания Евгения, безусловно, будет шириться.

Тем не менее я отрицательно отношусь к тому, чтобы выносить иконы Евгения Родионова на крестные ходы или ставить их в храмы" (печатается с сокр.).

А народ Евгения уже признал: на его могиле молятся, прося помощи и заступничества солдаты, офицеры, солдатские матери, дети. Его иконы мироточат. Очевидцы рассказывают, что во время панихид 23 мая над могилой высоко в небе облака складываются в белоснежные кресты. Однажды на могилу Жени в Курилово приехал ветеран Великой Отечественной войны. Он снял с себя фронтовую награду - медаль "За отвагу" - положил ее на могильный камень… Сейчас у входа в школу, где учился Евгений, установлена мемориальная доска героя-пограничника. Нательный крестик Жени, тот самый, который он отказался снять, передан в храм свт.Николая в Пыжах и хранится в алтаре. А на кресте, установленном над могилой, надпись: "Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года". О нем, как о былинном герое, слагают песни и стихи. Вот стихотворение поэтессы Валентины Ефимовской:

Молюсь за упокой, стары слова,
Душа печалится, но утешает сладко
Сознание того, что Русь жива,
Что русский дух до сей поры загадка,
Которой так боится ворог-бес,
Перед которой вновь безсильны тати:
Пошел на смерть за православный крест
Русоволосый худенький солдатик.
Ушел он в тот простор нездешних мест,
Где встречь ему выходит Богоматерь…

Страничку подготовила Ирина РУБЦОВА