Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Ныне и присно

И ВЫШЕЛ ИЗ КУПЕЛИ РУССКИЙ НАРОД

Князья Олег и Игорь. Художник И.ГлазуновОдной из самых опасных ересей, распространяемых нынче в России, становится кажущееся на первый взгляд безобидным увлечение язычеством, которое многие его ревнители усердно противопоставляют Православию, иные же силятся доказать, что язычество и Православие друг другу не противоречат, и пытаются соединить их в единое целое. Тысячными тиражами брошюрки, книги, газеты, прославляющие языческий культ как исконно русский, объявляющие Православие лже-религией, навязанной русичам в свое время силой и абсолютно чуждой русскому самосознанию, что якобы некие враждебные силы специально внедряют в наше сознание, что у нас до Православия не было ни страны, ни единой нации. Легковерным читателям втолковывают, что история России и история Русской Православной Церкви - разные понятия. Разобраться в этих вопросах помогает настоятель церкви Иоанна Кронштадтского на пл. Кронштадтской протоиерей Александр ЗАХАРОВ.

- Разберемся во всем по порядку. Страны у нас как таковой, тем более - государства действительно не было. Были разрозненные славянские племена, нередко враждующие друг с другом. Не было ни письменности, ни единой культуры, а появилось все, нравится это кому-то или нет, именно с появлением Православия. И именно вера православная разрозненные племена объединила.

- Сейчас наш народ в разброде и духовном разладе, и тут-то нам подсовывается мнение, что ныне не Церковь Православная, но некие глубинные корни славянства способны сплотить нацию.

- Если бы язычество было духовно богаче и выше христианства, христианство никогда не сумело бы его изжить из народной жизни, народной памяти, народной души, и мы до сих пор так и оставались бы язычниками, истинного Бога не ведающими и не признающими. Но в том-то и заключается жизненная правда, что побеждает то, что духовно выше и чище. Почему мы монголо-татарское иго выдержали-выстояли, не погибли как нация? Да потому что мы духовно были выше и сохранили свой язык, традиции, веру. А то, что сегодня так называемые неоязычники предлагают вместо христианства, - это ж смех. Больше шуму и крику от них, чем урону. Им можно ответить словами Достоевского: "Неужели ты себя, такого как есть, людям взамен Христа предложить желаешь?" Это либо глупцы, либо люди, прекрасно понимающие, что Православная Церковь - единственная, на кого еще может русский человек опереться и найти защиту, и потому сознательно действуют ей во вред, во вред русским людям.

Чтобы не быть голословными, давайте объективно посмотрим на историю России и сравним ее с историей Русской Православной Церкви. Сравнение покажет, что обе эти истории представляют собой одно нераздельное целое. Россия стала Россией только благодаря тому, что у нее была такая, а не другая Церковь. Покойный Владыка Иоанн, митрополит Петербургский и Ладожский, в одной из своих книг писал, что вместе с князем Владимиром "в конце X века вошли в купель святого крещения племена полян, кривичей, вятичей, радимичей и иных славян. Вышел из купели - русский народ". Сказано, конечно, с известной долей условности и образности, но в то же время совершенно правильно и точно. Именно Церковь создала из этих разрозненных славянских племен единый русский народ. Именно Церковь помогла этому народу духовно выстоять и не сломаться морально под тяжким гнетом полуторавекового монголо-татарского ига. Именно Церковь вдохновляла в это же время русских воинов на защиту родной земли от западных рыцарей-крестоносцев. Какой дом был последним, откуда святой благоверный князь Александр Невский выходил, отправляясь в свои славные походы? Этим домом был храм Божий, где святой князь испрашивал у Господа помощи в предстоящих ратных делах. И какой дом был первым, куда ступала нога князя по возвращении из походов? Опять храм Божий, где святой защитник земли русской воздавал благодарение Богу за победу над всегда превосходящими силами "врага и супостата".

Это Церковь "умягчала сердца" самолюбивых удельных русских князей, мирила и объединяла разрозненные и часто враждующие между собой княжества и превратила их наконец в одно единое могучее государство.

Это Церковь в лице преподобного Сергия, игумена Радонежского, благословила князя Димитрия Донского и русскую рать на Куликовскую битву. Причем преподобный Сергий не только благословил войско, но и послал сопровождать его двух монахов из своего монастыря, один из которых, Пересвет, первым вступил в бой на Куликовом поле - приняв вызов татарского батыра Челубея. Единоборство закончилось, как известно, смертью обоих богатырей и, таким образом, первым "положившим живот свой за други своя" с русской стороны был воин-монах.

Это Церковь в лице патриарха Гермогена вырвала Россию из цепких лап смуты в период "междуцарствия" - когда пресеклась на русском троне династия Рюриковичей и не воцарилась еще новая династия Романовых. Живя под стражей в осажденном Кремле и угнетаемый поляками и своими же русскими изменниками за нежелание служить иноземцу и иноверцу (польскому королю Сигизмунду), первосвятитель тайно рассылал по русским городам воззвания ("грамотки"), звавшие русских людей к объединению и защите веры и Отечества. Эти "грамотки" и вызвали к жизни знаменитое нижегородское ополчение (состоявшее, впрочем, не из одних жителей Нижнего Новгорода, но и других городов - от Казани до Коломны) под началом князя Дмитрия Пожарского и нижегородского земского старосты Козьмы Минина Сухорука - ополчение, освободившее от "непрошенных гостей" Московский Кремль. Это Патриарх Филарет являлся фактической главой государства во дни юности своего сына, первого царя романовской династии, Михаила…

Я бы мог еще долго говорить о многочисленных исторических примерах, иллюстрирующих неразрывную связь русского государства с русской Церковью. Но убеждать в этом людей, знакомых со своей родной историей, - странно: для них эта связь несомненна и не требует никаких доказательств. Людям же, не знающим своего исторического прошлого, но желающим понять, какую роль и значение в этом пошлом имела Церковь, - я бы просто посоветовал почитать Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, И.Е.Забелина, В.О.Ключевского, А.Нечволодова… любого русского историка. Добросовестное знакомство с этим историческим материалом убедит любого: история России и история Русской Православной Церкви - это одно целое; одна история без другой немыслима.

Поэтому те люди, которые сегодня говорят о "возрождении России", но сами в Церковь ни ногой и будущее этой "возрожденной России" представляют себе, как-то обходясь без Православия, - эти люди, может быть, и искренни в своих намерениях, может быть, и впрямь желают блага родной стране - но только возродят они уже не Россию, а какую-то иную страну… Может быть, она будет называться Соединенными Штатами России или даже сохранит историческое название "Россия" - но внутреннее содержание, духовное лицо этой страны неузнаваемо изменится, станет качественно иным. Как же этого не понять?! Россия без преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского - не Россия!

Еще исторический аргумент

Еще, говоря об аргументах в пользу Церкви, указывают на общецерковную историю. Ведь история Русской Православной Церкви - это лишь частица в общей истории Церкви Христовой. Мы живем, исповедуя Христа, тысячу лет - десять веков - долго! но общий-то возраст Церкви Христовой еще в два раза больше: без малого два тысячелетия. Каким только гонениям не подвергалась Церковь! Ее пытались разрушить извне, ее пытались разложить изнутри… Какие только общества и организации не возникали среди людей за долгие два тысячелетия! Менялись формы общественного устройства, появлялись разные естественнонаучные и философские учения, течения общественной мысли, теории переустройства общества и мира… Но это все приходило и уходило. А Церковь Христова стояла - и стоит. Значит, - и дальше будет стоять.

Уже один факт такого исторического долгожития Церкви является ручательством удивительной жизнеспособности ее в любых жизненных ситуациях, при любых, самых неблагоприятных для нее условиях. Но если Церковь Христова имеет такую точку опоры, которая позволяет ей выжить и сохранить самое себя в любых обстоятельствах - значит, и мы обретем такую же надежную точку опоры, станем жизнеспособны в любых обстоятельствах - если доверимся Церкви, сольемся с ней, будем жить в ней.

Главный аргумент

Таковы два исторических аргумента в пользу Церкви. Однако главный аргумент виден мне все же не в истории. Главный аргумент - в настоящей живой церковной действительности, которая даже и теперь, при самом нашем плачевном положении - так же полна благодати Божией, как и две тысячи и тысячу лет назад. Аргумент этот, правда, не убедителен для человека, не имеющего собственного опыта церковной жизни. Хотя бы такой человек и "интересовался религиозными вопросами". Можно иметь сколько угодно большие познания в области церковной истории и богословия, но все эти знания не дадут ни малейшего понятия о благодати Божией, если останутся только "знания". Знать, как жила Церковь и чему она учит, и жить в Церкви - это две разные вещи. Можно сколько угодно читать о том, как сладка вишня, но узнать, как она сладка, можно, лишь попробовав ее. Так же и тут: чтобы познакомиться с благодатью Божией, недостаточно читать святых Отцов - надо подражать их жизни. Недостаточно читать о Церкви - надо жить в ней: участвуя в ее богослужениях и святых Таинствах, регулярно исповедуясь, причащаясь.

Но для того человека, который хотя бы однажды вкусил этого неизреченного блаженства, - присутствия благодати Божией в своей душе - "исторические аргументы", конечно, блекнут. Что за дело ему до возраста Церкви? Хоть бы она появилась и вчера, а не два тысячелетия назад - но если она способна изливать такую благодать, какие еще нужны "доказательства"? К кому нам еще идти?.. Что за дело такому человеку до того факта, что Россия - православная страна и уже тысячу лет исповедует Христа? Вкусивший благодать Православия - станет православным, даже если бы Россия тысячу лет исповедывала Будду и Магомета. Собственный религиозный опыт - вот главный аргумент. Но этот опыт индивидуален. Другому человеку его "по наследству" не передашь. Для того, чтобы в этот главный аргумент поверить, нужно его проверить: пожить церковно.

Спрашивала Ирина РУБЦОВА